Рус
Eng
Выявлен рекордный рост индекса потребительской уверенности за пять лет

Выявлен рекордный рост индекса потребительской уверенности за пять лет

8 октября , 13:12ЭкономикаPhoto: Медиахолдинг 1Mi
Рассчитываемый Росстатом индекс потребительской уверенности в третьем квартале 2020 года неожиданно показал рекордный рост - сразу на восемь пунктов, до -22%. Это показывает снижение числа людей, оценивающих будущую экономическую ситуацию в России отрицательно или нейтрально.

Индекс потребительской уверенности формируется на основе опроса об ожиданиях от экономики на ближайший год. Неожиданно выявленный оптимизм россиян противоречит наблюдениям аналитиков о реальном потребительском поведении, но они допускают, что граждане попросту начали привыкать к кризису.

"Сильнее индекс рос только в 2014 и 2015 годах, отметили в Росстате, - сообщает thebell.io. Наибольший оптимизм продемонстрировали люди среднего возраста от 30 до 49 лет (рост показателя составил 10%) и молодежь от 15 до 29 лет (7%)".

При этом отмечается, что нынешний рост индекса связан не с увеличением числа оптимистично настроенных граждан, а с уменьшением количества пессимистов. Доля ответивших на вопросы, положительно оценивающих изменения в экономике России в течение следующего года, в июле-сентябре снизилась до 15% по сравнению с 18% во втором квартале. Доля негативных оценок упала с 45% до 36%, нейтральных - выросла с 34% до 45%.

Улучшился и индекс личного материального положения опрошенных. Доля ожидающих улучшения своего материального положения в течение следующего года среди них осталась прежней - на уровне 10%. Количество нейтральных оценок возросло до 64% с 56%, доля негативных оценок сократилась до 23% с 31%. Также изменился в сторону увеличения и индекс готовности россиян совершать крупные покупки (на 13%).

При этом во втором квартале индекс потребительской уверенности россиян падал на 19% по сравнению с первым кварталом и оказался на отметке минус 30%. По этому показателю Россия оказалась на худших местах в Европе рядом со Словенией, Грецией, Португалией и Испанией.

Впрочем, как говорит президент Центра стратегических разработок Владислав Онищенко, ожидания респондентов могли быть завышенными после заявлений властей о выходе из карантина в начале июня и о победе над коронавирусом - опрос Росстата проводился еще до новостей о начале нынешней "второй волны" . Подтверждает это и статистика Сбербанка: расходы домохозяйств в июле - сентябре демонстрировали околонулевую динамику по сравнению с прошлым годом, а в конце сентября - начале октября вновь стали падать. Сильнее всего, по данным Сбербанка, пострадали продажи в категориях "Кафе, рестораны", "Развлечения", "Спорт", "Отели" и даже "Книги, музыка, фото и видео", хотя, казалось бы последнее в условиях принудительной "само" - изоляции должно было бы пользоваться повышенным спросом.

Доцент кафедры предпринимательства и логистики РЭУ им. Г. В. Плеханова Игорь Строганов считает, что россияне уже привыкли с кризису и потому не реагируют на пессимистичные прогнозы. "У человека есть такая особенность: чем больше его пугают, тем меньше он на это обращает внимание. Привыкает и уже не замечает", - отметил эксперт.

Как считает главный экономист рейтингового агентства "Эксперт РА" Антон Табах, рост ожиданий и потребительского индекса связаны в основном с так называемым "отложенным спросом" и достаточно быстрым выходом из первой волны коронавируса. По его прогнозам, сейчас индекс потребительской уверенности больше возрастать не будет, демонстрируя стабильность.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter