Posted 6 июля 2016,, 09:59

Published 6 июля 2016,, 09:59

Modified 8 марта, 02:48

Updated 8 марта, 02:48

Главный экономист Евразийского банка развития Ярослав Лисоволик

Главный экономист Евразийского банка развития Ярослав Лисоволик

6 июля 2016, 09:59
Со времени референдума о выходе Великобритании из ЕС минуло почти две недели, и за это время стало очевидно, что Brexit оказался не только политическим шоком для европейцев, но и отразился на мировых рынка. Курс фунта стерлингов по отношению к доллару опустился до самого низкого уровня за 30 лет, пошли вниз b цены на н

– Как Brexit сказался на состоянии мировых рынков – нефтяном, валютном, фондовом?

– Основной краткосрочный эффект от Brexit к настоящему времени уже прошел – мы видим некоторую стабилизацию цен на нефть, мировых финансовых площадок. Для мировых финансовых рынков эффект от итогов британского референдума перемещается в среднесрочную плоскость следующих нескольких лет, в течение которых еще будут приниматься решения относительно того, каким образом оформятся отношения Великобритании и ЕС.

– Почувствовала ли Россия какой-то удар?

– Для нашей страны общий краткосрочный эффект на финансовые рынки оказался значительно скромнее, чем ожидалось – рубль практически на тех же позициях, что и до референдума. После первоначального шока и фондовые, и валютные площадки в России стали демонстрировать растущие котировки. Такой эффект может получить продолжение в дальнейшем по мере того, как финансовые потоки и портфельные инвестиции будут переоринтироваться от европейских рынков в пользу развивающихся, в том числе – в пользу нашего рынка. При этом привлекательность рубля еще будет оставаться достаточно высокой в течение одного–двух лет благодаря высоким ставкам, которые на фоне отрицательных и нулевых ставок в Европе в глазах инвесторов выглядят вполне конкурентоспособно.

– Значит ли это, что мы уже начинаем выходить из экономического застоя?

– В последние несколько месяцев наблюдается некоторое улучшение перспектив возобновления экономического роста. Так, опережающие индикаторы свидетельствуют о некоторой стабилизации темпов падения ВВП в России во второй половине 2016 года. В частности, улучшилась динамика индексов предпринимательской уверенности в обрабатывающей и добывающей промышленности (с исключением сезонности). Таким образом есть признаки того, что влияние негативных шоков постепенно ослабевает: восстановление на фондовых рынках способствовало сокращению оттока капитала в частном секторе, рост цены на нефть и увеличение сбережений домашними хозяйствами и корпоративным сектором способствовало улучшению баланса сбережений и инвестиций – даже несмотря на увеличение государственных расходов.

– Чего ждать от российской экономики в ближайшей перспективе?

– С учетом названных выше тенденций по итогам 2016 года мы ожидаем замедления снижения ВВП до 1%. В среднесрочной перспективе ожидается слабое восстановление в 2017–2018 годах – будет рост на 0,7–1,2%, что само по себе неплохо после рецессии в 2015–2016 годах.

– А как будет меняться курс рубля?

– Постепенное восстановление цены нефти будет в 2016 году создавать условия для укрепления рубля, что может положительно сказаться на внутреннем спросе. Однако, продолжение спада инвестиционной активности, сохранение оттока капитала и возможные действия со стороны Банка России по пополнению резервов могут изменить направление курсовой динамики. В целом за второе полугодие 2016 года мы ожидаем относительной стабильности курса рубля без повторения тех перепадов, которые наблюдались в конце 2015 года.

– Удастся ли остановить рост инфляции?

– Вероятно, самым положительным результатом текущего года в макроэкономической сфере как раз и будет заметное снижение инфляции. По нашему прогнозу, в 2016-м среднегодовой темп прироста потребительских цен составит 7,2%, что отражает слабый внутренний спрос. Вместе с тем возможно небольшое усиление инфляции во втором полугодии текущего года из-за повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Однако общая тенденция к снижению инфляции до конца года сохранится.

– А что будет с ценами дальше? Изменит ли Центробанк свою денежно-кредитную политику, опустит ли ключевую ставку, как многие ждут?

– Пока денежно-кредитные условия остаются умеренно жесткими, несмотря на их некоторое смягчение в связи со снижением дефицита ликвидности банковского сектора. Реальные процентные ставки в экономике сохраняются на уровне, стимулирующем сбережения. По нашему мнению, ЦБ продолжит постепенное снижение ключевой ставки во второй половине текущего года, сигнализируя рынку об улучшающейся макроэкономической ситуации и снижении инфляционных ожиданий. При поддержании в 2017–2018 годах действующей направленности монетарной политики, ожидается снижение инфляции до 5,3% в 2017 году и 4,5% в 2018 году.

"