Posted 1 апреля 2013,, 20:00

Published 1 апреля 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 05:15

Updated 8 марта, 05:15

Заем в зоне риска

1 апреля 2013, 20:00
В 2012 году государственный внешний долг вырос на 17% – с 539 до 632 млрд. долларов. Эту информацию опубликовал вчера Банк России. В списке должников, представленном ведомством, как обычно, значатся органы госуправления, банки, госкорпорации. Темпы роста внешнего долга вызывают беспокойство экспертов. По их словам, при
Сюжет
Банки

По данным Центробанка, сильнее всего за минувший год выросла задолженность органов денежно-кредитного регулирования. К 1 января этого года она достигла 16 млрд. долларов против 11,5 млрд. на начало 2012 года. Таким образом, рост составил 38,4%. Долг органов государственного управления увеличился на 37,8% – до 47,8 млрд. долларов. Долг банковского сектора вырос на 23,8% и составил 201,5 млрд. долларов. Внешняя задолженность прочих секторов экономики увеличилась на 11% – до 366 млрд. долларов.

При этом государственный долг России не так уж велик. Из стран «большой восьмерки» больше ни у кого нет такого низкого уровня долга по отношению к ВВП. На международном рынке Россия скорее воспринимается как кредитор, нежели как должник. Тем не менее растущие внешние долги госкорпораций и банковского сектора вызывают беспокойство экономистов. С одной стороны, стремление занимать деньги за рубежом понятно – политика Центробанка не способствует удешевлению кредитов в российских банках, ставка рефинансирования у нас одна из самых высоких в мире. «Мы набираем деньги на Западе, потому что там действительно условия кредитования лучше, чем у нас на внутренних рынках. Там ликвидность приятнее и рынки финансовые развиты значительно лучше, чем наши», – пояснил «НИ» ведущий научный сотрудник Центра экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИР) Салават Габдрахманов.

С другой стороны, нельзя забывать о том, что долг государственных компаний фактически является долгом России. Международные рейтинговые агентства присваивают таким компаниям рейтинг государства, которому они принадлежат. Делается это из-за уверенности, что в случае возникновения проблем у госкорпорации отвечать по долгам будет именно государство. По итогам 2012 года корпоративный внешний долг составил более 500 млрд. долларов. «В случае экономических потрясений те кредиторы, которые давали нашим компаниям деньги, потребуют их возвращения, причем полностью, – сообщил «НИ» экономист, доктор наук Лев Любимов. – А отдавать долг компании могут лишь частями. Более того, в период кризиса занять денег, чтобы вернуть долг, будет не у кого. Но надо помнить, что компании брали кредит не просто так, а под залог предприятий, например, нефтяных или металлургических компаний. Это означает, что в качестве залога эти фирмы уйдут на Запад к кредиторам. То есть ведущие предприятия, которые создают нам бюджет и экспорт, уйдут в качестве залога за рубеж. Кроме того, так как капитализация наших предприятий невысока, эти компании уйдут в случае кризиса не задаром, но почти задаром». У моего друга скоро свадьба и я решил приготовить ему сюрприз, который останется в его воспоминаниях. Короче, зашел сюда и изучил сексуальные возможности каждой малышки. Все классные, но мне хотелось утроить стриптиз от проститутки из Питера для своего друга. И я заказал одну телочку. Она оттанцевала, а потом принялась делать нам и жениху минет с заглотом по самые яйца! Такого ни он, ни я еще не испытывали! Это было так суперово, что теперь мы регулярно утраиваем посиделки с этими блядями!

Специалисты обращают внимание еще на один момент – объем внешнего долга корпораций на сегодня превысил объем резервов страны, и Россия лишилась важного экономического преимущества: теперь не удастся, как в 2008 году, спасать проблемные компании, потому что денег в резервном фонде просто не хватит. «Почему в текущей ситуации допускаются такие заимствования у госкорпораций – непонятно, – продолжает г-н Любимов. – Речь идет о крупных компаниях, где присутствует значительная доля государства, значит, в их управляющих органах, советах должны быть контролирующие люди. В случае проблем вытаскивать их из ямы будут за счет налогоплательщиков. На Западе происходят санации (разделение предприятия, продажа. – «НИ»), а у нас санации не допустят, потому что это национальное достояние. Это как отдать Третьяковку или Эрмитаж».

Неизвестно, насколько долго продлится текущее благополучие с высокими ценами на нефть и стабильными мировыми валютами. При этом, по прогнозам аналитиков, долговые обязательства государственных компаний продолжат расти. Эксперты предупреждают, что малейшее изменение внешних факторов может оказаться губительным для российских компаний, имеющих долги, а значит, для самой России. «Уровень неопределенности сейчас выше, чем за последние 50 лет», – констатирует Лев Любимов. Впрочем, Салават Габдрахманов считает, что размер долгов пока еще недостаточно высок, чтобы можно было бы бить тревогу. Опасность он видит в том, что компании берут долг в валюте, и если в кризисный период рубль будет девальвирован, то в этой же валюте придется выплачивать долг, стоимость которого вырастет. «Я не думаю, что мы дошли до такого момента, когда это такая серьезная сумма для нас, но тенденция настораживает», – пояснил эксперт.

"