Елена Петрова, Татьяна Свиридова
Прошедшая неделя если и отличалась от предыдущих по данным о росте цен, то только цифрами. Тренд наверх остался неизменным. С 10 по 16 декабря недельная инфляция составила 0,35%. Декабрь прибавил к показателю по году почти 1%.
Если учитывать только те позиции, которые публикует Росстат, на конец года россиян ждут 9,14% гг. Однако у президента Путина вчера прозвучала иная цифра — 9,3%. Видимо, в нее входят и другие показатели, закрытые от общественности, но делающие картину еще более напряженной.
На фоне картошки, подорожавшей с начала года на 88%, или сливочного масла с ростом почти в 35 росстатовских процентов стоимость топлива на АЗС также увеличилась, хотя не так стремительно. Но заблуждаться не стоит. Цена бензина включена во все виды товаров, поэтому и почти 11% роста — явление болезненное и для бизнеса, и для населения.
В российской нефтянке действует негласная договоренность между вертикально интегрированными компаниями (ВИНК) и ФАС о том, что цены для потребителей не должны расти выше инфляции. В этом году ЦБ довольно долго и упорно не желал признавать того факта, что все его прогнозы не сбылись и инфляционный рост значительно превышает заложенные и в прогнозе, и в бюджете параметры. Жестко регламентированный рынок нефтепродуктов отреагировал на общий тренд, несмотря на ручное управление.
Бензин и солярка дорожали значительно быстрее и смартфонов с телевизорами, и шампуней со стиральными порошками, увеличиваясь в цене вместе с помидорами (9,18%), сыром (13%), бананами (11%) и огурцами (12,77%).
В этом году вместе сошлись сразу несколько факторов, говорит эксперт аналитического центра «ИнфоТЭК», доцент Финансового университета при Правительстве РФ Валерий Андрианов.
В первую очередь из-за санкций, отключения кредитных карточек, неурядиц с самолетами вырос внутренний туризм. По данным правительства, россияне в 2024-м совершили 72,8 млн поездок, что на 11% больше прошлого года. Особенно много граждане путешествуют на машине летом, разгоняя потребление, а вместе с ним и цены.
Винить их в этом нельзя — самолеты ни в Крым, ни на курорты Черноморского побережья, кроме Сочи, не летают, а цены на поезд в 2024 году зашкаливали даже для видавших виды россиян. Большинство предпочитало путешествовать на своих машинах.
Но были и форс-мажорные обстоятельства, напоминает эксперт:
— Это и атаки на российские НПЗ, и взрывы от ударов украинских беспилотников. Атаки на НПЗ вели к тому, что они на некоторое время прекращали свою работу. Это серьезно сокращало предложение. И мы столкнулись с одной серьезной аварией на нижегородском НПЗ, когда из строя вышли установки, и из-за того, что против нашей страны введены санкции, понадобилось относительно много времени, для того чтобы заменить оборудование и пустить его в работу. Это тоже на некоторый период сокращало предложение бензина.
В мае, когда атаки беспилотников стали не только многочисленными, но и результативными, потери внутри страны составили 10% бензина. Правительству пришлось срочно вводить запрет на экспорт. Это позволило сдержать рост цен, однако введенные в июне американские санкции привели не только к трудностям банковских расчетов, но и к повышению цен внутри страны.
Весной «НИ» спросили экспертов, какой рост цен на бензин и дизель они ожидают в 2024 году. Все согласились, что выше 8% удорожания не будет. Сейчас показатель инфляции составляет 10,65%, или на треть выше.
— Невозможно продавать бензин себе в убыток, то есть если растут общие цены, общие затраты, растет налоговое давление на нефтяную отрасль, то у компаний есть ограниченные возможности сдерживать цены, — объясняет эксперт Андрианов.
Ситуация на розничном топливном рынке далека от идеала. Крупные компании могут сдерживать рост цен, компенсируя его или экспортом, или другими видами продукции, или особыми договоренностями с правительством. Даже запрет на экспорт бензина, который власти представляют как средство борьбы с высокими ценами, касается только нефтяных трейдеров. ВИНКи как торговали бензинами за границей, так и продолжают это делать. Однако внутри страны они так же повышают стоимость топлива на заправках, как и независимые.
— ВИНКи такие возможности имеют, но они должны подстраиваться под независимые бизнесы. В противном случае это привело бы к тому, что топливо вымывалось бы с заправок ВИНКов, покупатели покупали бы бензин по дешевым ценам на заправках ВИНКов, и они бы оставались пустыми. Поэтому ВИНКи вынуждены поддерживать средние цены по рынку и повышать цены, — объясняет стратегию нефтяных гигантов эксперт.
Независимым компаниям предлагается поучиться у «больших», которые уже давно внедрили продажу сопутствующих товаров и предоставление услуг на принадлежащих им заправках. Именно так они зарабатывают прибыль в России, а не на продаже топлива.
Маленькие и рады получить больше денег, раз по прямому бизнесу это не удается, но на всей территории восточнее Урала это вряд ли возможно. Для этого надо развивать сеть хранилищ, создавать запасы топлива на региональном уровне. На это сейчас денег в стране нет.
— У независимых АЗС очень тяжелое положение. Возможны и банкротства, и уход с рынка, — не скрывает своих опасений Валерий Андрианов.
Эксперты говорят, что цены на топливо будут снова зависеть от того, что в стране произойдет с инфляцией. Рост цен в этом сегменте был неоднородным. В 2022 году, когда инфляция вплотную подошла к 12%, бензин не набрал даже 1%, остановившись на отметке 0,92%. В 2023-м повышение составило 7,23%, немного не дотянув до средней по стране инфляции.
В подорожание на 4,5% в 2024 году никто в отрасли не верил. Эксперты предрекали повышение цен на 8%. Инфляция и правда опередила прогноз ЦБ в два раза. Бензины выросли в цене еще больше. Таким образом, за три года цены на заправках повысились на 18,8%. Дизель пока дорожает меньше, но за три года результат будет такой же, как и по бензинам.
По плану ЦБ, цены в будущем году вырастут в районе 6% к нынешним. Нас ждет бензин за 63 -67 рублей за литр, а дизель — за 70 рублей.
Впрочем, получить оценку специалистов о том, сколько будет стоить топливо в новом году, окажется делом непростым. ФАС запретило автоэкспертам давать прогнозы на 2025 год из-за опасений, что они нарушат хрупкое равновесие на рынке нефтепродуктов. Как всегда, все хорошо, прекрасная маркиза!
Если инфляцию снизить не удастся или, вопреки надеждам, санкции только усилятся, не исключено появление «черных лебедей». Так в бизнесе называют неожиданные и очень неприятные новости. Но об этом сейчас не хочет думать никто. Пережить бы сначала этот год без новых катаклизмов.