Posted 22 октября, 06:23

Published 22 октября, 06:23

Modified 22 октября, 07:14

Updated 22 октября, 07:14

Цены на бензин и дизель: чем грозит населению обнуление демпфера для нефтяников

22 октября 2024, 06:23
Биржевые и розничные цены на зимний дизель растут. Тонна топлива на бирже стоила более 75 тысяч рублей. На АЗС Москвы дизель продают по 66 рублей за литр и выше. Ситуация может измениться в худшую сторону, если из-за дорогой солярки Минфин отменит демпфер для нефтяных компаний.

Елена Петрова, Татьяна Свиридова

Чем грозит нефтяным компаниям дорогая зимняя солярка

Оптовая цена на зимний дизель преодолела отметку в 75 тысяч рублей за тонну. Вопреки известной на рынке формуле, что стоимость топлива на АЗС отстает от биржевой на месяц, рост стал ощутимым и в рознице. Сегодня средняя цена на зимнюю солярку в столице составила 66 рублей 44 копейки. Однако на потребителей надвигается еще одна опасность.

По итогам прошедшей недели ФАС предупредила, что дизелю до цены отсечения по демпферу осталось 538 рубля. Это предупреждение не оказало на биржевых покупателей никакого воздействия.

Сегодня зимняя солярка снова подорожала и достигла 75 тысяч 264 рублей за тонну, приблизив тем самым один из самых неприятных сценариев экономической жизни страны — отмену демпфера нефтяным компаниям. Что было, когда правительство год назад решило всего лишь уполовинить субсидию нефтянке, все хорошо помнят. Топливо взлетело в цене больше чем на 60%, а на заправках на юге страны появились знакомые объявления, что бензина нет и не будет.

Чем отличается нынешняя ситуация от топливного коллапса годичной давности?

Что такое демпфер и почему его нужно платить НК?

В России цены на топливо на внутреннем рынке значительно ниже, чем за границей. Правительство субсидирует их для потребителей. Если бы этого не было, то 95-й бензин стоил бы как в Европе — 160 рублей за литр, а не 65, как в РФ.

Власти требуют от продавцов на АЗС не только удерживать цены в два раза ниже, чем у соседей по континенту, но и не позволяют повышать их выше уровня инфляции. Для этого Минфин возмещает нефтяникам разницу и выплачивает демпфер, чтобы они не бросились продавать всю произведенную продукцию за пределами страны.

Чтобы соблазн не был слишком велик, время от времени власти вводят запрет на экспорт. В прошлом году на фоне топливного кризиса был запрещен вывоз из страны солярки. В этом году уже два раза то запрещали, то разрешали, то опять блокировали экспорт бензина.

— В прошлом году ситуация с дизелем была принципиально иная. Речь шла не о том, что цены превысили уровень, после которого не платится демпфер, а ситуация была в том, что правительство в два раза снизило выплаты по демпферу. В результате компании стали недополучать деньги на финансирование нефтепереработки. Это привело к серьезному кризису.
Сейчас ситуация принципиально иная из-за того, что повышается оптовая цена на дизельное топливо, возникла угроза, что цены превысят уровень, при котором демпфер выплачивается, — рассказал «НИ» эксперт аналитического центра «ИнфоТЭК», доцент финансового университета при правительстве РФ Валерий Андрианов.

Суммы, которые платят власти нефтяным компаниям, впечатляют. В 2023 году на демпфер было потрачено 1,589 триллиона рублей. Годом раньше из-за разницы в цене и дорогого рубля она была еще больше — 2,171 триллиона рублей.

До нынешнего лета цена на дизель и на бензины в формуле, по которой рассчитывается демпфер, не зависела друг от друга. Если оптовая цена внутри России на одну из категорий превышала среднюю за месяц, заложенную правительством, обнулялся весь демпфер.

Это сейчас и грозит нефтяным компаниям. В среднем в месяц власти выплачивали обратный акциз в размере 200-250 миллиардов рублей. До конца года нефтянка может потерять полтриллиона рублей. Против этого и выступили ВИНКи во главе с «Роснефтью» еще весной. Они настаивали на том, чтобы не привязывать дизель к бензину и тем самым избежать обнуления выплат. Правительство рассматривает вариант, когда обнуление демпфера произойдет, если будут превышены цены и на дизель, и на бензин. Выплаты нефтяным компаниям сохранятся, если станет дорожать один вид топлива, поясняет Валерий Андрианов.

— Политическое решение принято, даже Минфин поддержал, хотя изначально был против. Это было еще летом. Надо понимать, что демпфер — такой инструмент, который может меняться достаточно быстро. Его проще поменять Минфину, чем кому-то еще. Сейчас, допустим, идет реформа демпферов в контексте акцизов. Акцизы на нефтепродукты будут увеличены в 2025 году, но форма демпфера будет так изменена, что рост акцизов не будет означать увеличения выплат нефтяным компаниям по демпферу, — говорит о планах кабинета ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, старший научный сотрудник Финансового университета Станислав Митрахович.

Как вырастут цены для потребителей

Валерий Андрианов напоминает, что повышение цен на зимний дизель — сезонный фактор. Торговля зимним дизелем стартовала только с начала октября. Поскольку компании запасаются топливом на зиму, наблюдается легкий ажиотажный спрос. По мере того как запасы будут сделаны, цена начнет снижаться. В России нет дефицита производства дизеля, поэтому до конца месяца все должно успокоиться, полагает эксперт.

Однако никто в нашей стране не исключает ситуации, что все благие намерения могут не реализоваться. Мы спросили Валерия Андрианова, что будет, если новую формулу демпфера не примут.

— Если допустить самый негативный вариант — решение не принято, по крайней мере, не вступило в силу, цена дизеля растет, то есть производители лишаются демпфера, как это скажется на ценах?

— В этом случае можно ожидать повышения цен. Мы уже видели, что любые попытки играть с демпфером приводят к росту цен. Компании не могут работать себе в убыток. Цены будут повышаться, не скажу, до какого уровня.

Но даже без авральных ситуаций с будущего года автолюбителей и бизнес ожидает увеличение цен на топливо — правительство повышает акцизы для нефтяных компаний.

Доля акцизов в ценах на АЗС составляет 20%. Пока планируется рост на процент инфляции. Она запланирована в размере 4,7%. Но всеобщее удорожание — такое дело, что прогнозировать ее в нынешних условиях трудно. На этот год рост всех цен в стране не должен был превысить 5%, но уже сейчас инфляция измеряется под 9%. Так что и акцизы не будут стоять на месте. У Станислава Митраховича на этот счет иллюзий нет:

— Рост цен для потребителя будет означать любое повышение налогов. Акциз — это розничный налог, который будет означать рост цен для потребителя. Увеличиваешь налог, так или иначе бизнес закладывает это в цену для потребителя.

Цены на нефть на мировых рынках не повышаются, а деньги в бюджет все равно нужны. С кого-то их нужно взять, несмотря на падающую цену на нефть, говорит Митрахович. Можно их получить с компаний либо косвенно через компании взять с конечного потребителя на внутреннем рынке, согласившись на рост цен. Однако такой вариант для властей менее предпочтительный — придется признавать, что стратегия была ошибочной.

Валерий Андрианов считает, что повышения цен на топливо для потребителей не будет. В отличие от «Газпрома», у нефтянки таких потерь не было, хотя от европейского рынка пришлось также уйти.

— Могут быть временные трудности, но такой катастрофы, как у «Газпрома», у них нет. Во-первых, не стоит задача компенсировать выпадающие доходы, а во-вторых, нефтяные компании не лоббируют повышение розничных цен на топливо, — уверен эксперт.

Станислав Митрахович уверен, что цены поднимутся, но повторения 2023 года не будет.

— Я думаю, что быстрее, чем осенью 2023 года, расти не будут. Я не ожидаю кратного роста, но на несколько процентов текущий уровень еще может вырасти. Так, чтобы не было это слишком заметно.

К цене за солярку под 70 рублей за литр Московский регион уже привык. 95-й бензин перешагнул 60 рублей/литр. Несколько процентов картину не сильно испортят.

Конечно, правительству не выплачивать демпфер до конца года было бы весьма кстати. Ожидается, что властям придется закрывать дефицит бюджета свыше трех триллионов рублей. Здесь любая экономия помогла бы. Однако спокойствие в экономике ценится намного выше. Валерий Андрианов утверждает, что в этом главный интерес властей:

— Мы видим, что дизель растет в оптовом звене. Розница тоже растет, но это несравнимо с ростом оптовых цен. Всегда гораздо меньше динамика розничного роста, потому что управление розничных цен происходит в ручном режиме, поэтому правительство не заинтересовано в том, чтобы получать дополнительные доходы с розничного рынка. Это противоречит самой идеологии управления нефтегазовым комплексом России, где розничные цены должны четко регулироваться и быстро не расти.
Подпишитесь