Мария Соколова
На днях председатель компартии Китая Си Цзиньпин на встрече с учеными и инженерами заявил, что развитие космической отрасли надо ускорить. По мнению китайского лидера, космонавтика «дает сильный импульс строительству мощной державы путем модернизации экономики страны». А уж если власти КНР берутся за развитие экономики, значит, все серьезно.
Не хватает, выходит, китайцам нынешних темпов… А они и так на зависть всем.
«НИ» выяснили, в каких космических проектах Китай преуспел и какую угрозу это может представлять для России и мира.
По количеству запусков ракет и фантастических, даже околосумасшедших идей (которые, как ни странно, успешно реализуются) Илону Маску равных нет.
Китай же пошел иным путем. Не заикаясь о невероятных проектах, китайские компании присутствуют практически в каждой сфере космонавтики. Ракетостроение, собственные спутники, навигационная система, лунная и межпланетные программы, пилотируемая космонавтика, частные проекты — все это есть в КНР. И в каждой из них влияние Китая очень заметно.
Планы Пекина на 2024-й были просто колоссальные: Китайская корпорация аэрокосмической науки и техники (CASC) обещала за год запустить 100 ракет! Пока есть явное отставание от плана: с начала года китайцы совершили 45 космических пусков. Но все равно это в 4 раза больше, чем у РФ.
При этом 6 пусков (13%) совершили частные космические компании. А в прошлом году 17 из 67 ракет (25%) были запущены ими же. Коммунизм коммунизмом, но заниматься космонавтикой частным компаниям никто не мешает.
Сейчас в Китае существует 5 стартапов, выпускающих собственные ракеты-носители. Причем они идут своим путем.
Пока западные компании печатают детали жидкостных реактивных двигателей на 3D-принтерах, разрабатывают новые конструкции двигателей, осваивают большие и сверхбольшие ракеты, стремятся к многоразовости и переходят на экологически чистое топливо, китайцы идут по пути наименьшего сопротивления.
Ракеты «Куайчжоу-1А» от Китайской аэрокосмической научно-промышленной корпорации Gravity-1 от стартапа Orienspace работают на твердотопливных двигателях. К данной технологии прибегают чаще всего военные. Такую ракету не надо заправлять на стартовой площадке жидким кислородом и топливом, она может быть готова к старту в любой момент, в двигателях нет никаких сложных деталей (по сути, это просто бочка, начиненная твердым горючим, с дыркой снизу).
Но повторно использовать такую ракету не получится, управлять тягой для совершения маневров невозможно, к тому же они тяжелые. Это простой и дешевый, но не самый эффективный способ доставить грузы на орбиту. Хотя компания Deep Blue Aerospace уже пытается научить отдельные модули ракеты Nebula-1 приземляться на площадку, то есть повторяет путь SpaceX. Так что проблем с доставкой грузов на орбиту у Китая нет — вывести можно что угодно. Исполнители заказов всегда найдутся.
Открытие космического сектора для частных компаний в 2014 году дало свои результаты. Частники (а их уже около 200) не только пускают примитивные ракеты, но уже создают конкурента для Starlink Илона Маска. Точнее, сразу двух конкурентов.
Пока в лидерах идет компания Galaxy Aerospace, которая формирует спутниковую группировку «Созвездие тысячи парусов». Эти аппараты так же, как и Starlink, будут предоставлять доступ в Интернет. Конструктивно эти спутники тоже напоминают Starlink.
Первые 18 спутников были выведены на орбиту в августе 2024 года, а на первом этапе до конца 2025-го группировка должна состоять из 1296 аппаратов. Эта численность позволит обеспечить доступом в Сеть весь Китай. А в перспективе Сеть должна опутать всю Землю. Наверняка формирование группировки затянется — для вывода 1296 спутников понадобится минимум 72 пуска одноразовых ракет «Чанчжэн-6A». Зато у Galaxy Aerospace есть собственный завод, которые производит спутники по полному циклу.
Но зато собственная группировка спутников связи открывает большие возможности не только для частных пользователей, но и для государства. Не секрет, что терминалы Starlink используют и НАТОвские военные, и ВСУ. Такими терминалами оснащают даже украинские беспилотники для бесперебойной связи. Спутники связи — это неотъемлемая часть современного вооружения.
Еще у Китая есть собственная пилотируемая программа. Таким могут похвастаться только Россия и США. Более того, у КНР имеется своя орбитальная станция «Тяньгун» («Небесный дворец»), на которой сейчас находятся в рамках шестимесячной миссии три человека. Они заняты различными научными программами, в том числе разводят рыбок, то есть создают упрощенную водную экосистему и изучают влияние космического пространства на ней. Цель — выращивать продукты питания для людей прямо в космосе.
И космический корабль, и орбитальная станция во многом базируются на советских разработках. Но вместе с этим вовсю идет разработка современного многоразового пилотируемого корабля. Пока все засекречено, известно лишь, что 10 сентября он успешно вернулся из третьего испытательного полета, который продлился 267 дней. А в России многоразовый «Орел» впервые полетит в лучшем случае в 2027 году…
Орбитой Земли Китай давно не ограничивается. Луну уже исколесили китайские луноходы «Юйту». А в июне 2024 года зонд «Чанъэ-6» впервые в истории доставил на Землю образцы грунта с обратной стороны Луны. Как заявляют ученые, его состав оказался сложнее, чем у предыдущих образцов грунта.
Дальше — больше. КНР и Россия заключили соглашение о строительстве лунной базы. В июле 2024 года РФ ратифицировала это соглашение. Конкретики пока немного: до 2030 года идет подготовительный этап. Обе страны изучают Луну, выбирают место для базы, проектируют ее. Только вклад Китая пока явно больше. Полеты к Луне отработаны, в 2026 году на Южный полюс отправится зонд «Чанъэ-7». А российская «Луна-25» разбилась о поверхность спутника Земли. «Луна-26» будет запущена в лучшем случае в 2027 году.
С 2031 года Китай и Россия должны совершить не менее пяти совместных миссий к Луне. Но такими темпами КНР скорее справится со всем самостоятельно. В октябре, кстати, на орбитальную станцию будут отправлены кирпичи из искусственного лунного грунта, которые проверят на устойчивость к экстремальным условиям космоса. Работа над лунными стройматериалами уже вовсю идет.
Луной Китай не ограничивается. В 2021 году на поверхность Марса приземлился аппарат «Тяньвэнь-1», в 2028-м на Марс должен сесть аппарат «Тяньвэнь-1», который доставит на Землю образцы марсианского грунта. Еще одна цель космических исследований — астероид Камоалева. Его образцы также будут доставлены на Землю для исследований.
Пока все космические программы Китая выглядят исключительно мирно. Однако глава НАСА Билл Нельсон утверждает, что у космической программы КНР есть и тайные военные мотивы.
— Китай добился огромных успехов, особенно за последние 10 лет, но они очень-очень скрытны. Мы считаем, что значительная часть их так называемой гражданской космической программы — это военная программа. Я думаю, что мы фактически участвуем в гонке.
США опасаются, что Китай первым застолбит Луну и не будет пускать туда представителей других государств. Спутники связи сильно помогают ведению боевых действий, а за множеством гражданских спутников могут скрываться военные. Доминирование в космосе может означать доминирование и на Земле.
Хорошо, что сейчас Россия и Китай находятся в дружественных отношениях. Но что, если они испортятся? Что РФ может противопоставить в космической сфере? В нынешнем состоянии немного.