Китайская космонавтика может носить немирный характер

Секретные разработки и тихая оккупация космоса. Что известно о китайской космонавтике

Сегодня, 14:17
Китайская угроза пришла, откуда не ждали, — из космоса. Пока Илон Маск упражняется в публичных выступлениях по политической повестке, китайцы тихо, молчаливо, но уверенно покоряют космос. Пока Россия дружит с КНР, все хорошо, но что будет, когда интересы двух стран разойдутся?

Мария Соколова

На днях председатель компартии Китая Си Цзиньпин на встрече с учеными и инженерами заявил, что развитие космической отрасли надо ускорить. По мнению китайского лидера, космонавтика «дает сильный импульс строительству мощной державы путем модернизации экономики страны». А уж если власти КНР берутся за развитие экономики, значит, все серьезно.

Не хватает, выходит, китайцам нынешних темпов… А они и так на зависть всем.

Си Цзиньпин поручил ускорить развитие космонавтики
investing.com

«НИ» выяснили, в каких космических проектах Китай преуспел и какую угрозу это может представлять для России и мира.

Китай оккупирует космос

По количеству запусков ракет и фантастических, даже околосумасшедших идей (которые, как ни странно, успешно реализуются) Илону Маску равных нет.

Китай же пошел иным путем. Не заикаясь о невероятных проектах, китайские компании присутствуют практически в каждой сфере космонавтики. Ракетостроение, собственные спутники, навигационная система, лунная и межпланетные программы, пилотируемая космонавтика, частные проекты — все это есть в КНР. И в каждой из них влияние Китая очень заметно.

Планы Пекина на 2024-й были просто колоссальные: Китайская корпорация аэрокосмической науки и техники (CASC) обещала за год запустить 100 ракет! Пока есть явное отставание от плана: с начала года китайцы совершили 45 космических пусков. Но все равно это в 4 раза больше, чем у РФ.

Китай планировал совершить 100 космических пусков в 2024 году
Wikipedia

При этом 6 пусков (13%) совершили частные космические компании. А в прошлом году 17 из 67 ракет (25%) были запущены ими же. Коммунизм коммунизмом, но заниматься космонавтикой частным компаниям никто не мешает.

Особенности национальной космонавтики

Сейчас в Китае существует 5 стартапов, выпускающих собственные ракеты-носители. Причем они идут своим путем.

Пока западные компании печатают детали жидкостных реактивных двигателей на 3D-принтерах, разрабатывают новые конструкции двигателей, осваивают большие и сверхбольшие ракеты, стремятся к многоразовости и переходят на экологически чистое топливо, китайцы идут по пути наименьшего сопротивления.

Ракеты «Куайчжоу-1А» от Китайской аэрокосмической научно-промышленной корпорации Gravity-1 от стартапа Orienspace работают на твердотопливных двигателях. К данной технологии прибегают чаще всего военные. Такую ракету не надо заправлять на стартовой площадке жидким кислородом и топливом, она может быть готова к старту в любой момент, в двигателях нет никаких сложных деталей (по сути, это просто бочка, начиненная твердым горючим, с дыркой снизу).

Но повторно использовать такую ракету не получится, управлять тягой для совершения маневров невозможно, к тому же они тяжелые. Это простой и дешевый, но не самый эффективный способ доставить грузы на орбиту. Хотя компания Deep Blue Aerospace уже пытается научить отдельные модули ракеты Nebula-1 приземляться на площадку, то есть повторяет путь SpaceX. Так что проблем с доставкой грузов на орбиту у Китая нет — вывести можно что угодно. Исполнители заказов всегда найдутся.

Китайский космический интернет

Открытие космического сектора для частных компаний в 2014 году дало свои результаты. Частники (а их уже около 200) не только пускают примитивные ракеты, но уже создают конкурента для Starlink Илона Маска. Точнее, сразу двух конкурентов.

Пока в лидерах идет компания Galaxy Aerospace, которая формирует спутниковую группировку «Созвездие тысячи парусов». Эти аппараты так же, как и Starlink, будут предоставлять доступ в Интернет. Конструктивно эти спутники тоже напоминают Starlink.

Первые 18 спутников были выведены на орбиту в августе 2024 года, а на первом этапе до конца 2025-го группировка должна состоять из 1296 аппаратов. Эта численность позволит обеспечить доступом в Сеть весь Китай. А в перспективе Сеть должна опутать всю Землю. Наверняка формирование группировки затянется — для вывода 1296 спутников понадобится минимум 72 пуска одноразовых ракет «Чанчжэн-6A». Зато у Galaxy Aerospace есть собственный завод, которые производит спутники по полному циклу.

До конца 2025 года Galaxy Aerospace должна создать конкурента Starlink Илона Маска
Shanghai Observer

Но зато собственная группировка спутников связи открывает большие возможности не только для частных пользователей, но и для государства. Не секрет, что терминалы Starlink используют и НАТОвские военные, и ВСУ. Такими терминалами оснащают даже украинские беспилотники для бесперебойной связи. Спутники связи — это неотъемлемая часть современного вооружения.

Пилотируемая программа Китая

Еще у Китая есть собственная пилотируемая программа. Таким могут похвастаться только Россия и США. Более того, у КНР имеется своя орбитальная станция «Тяньгун» («Небесный дворец»), на которой сейчас находятся в рамках шестимесячной миссии три человека. Они заняты различными научными программами, в том числе разводят рыбок, то есть создают упрощенную водную экосистему и изучают влияние космического пространства на ней. Цель — выращивать продукты питания для людей прямо в космосе.

И космический корабль, и орбитальная станция во многом базируются на советских разработках. Но вместе с этим вовсю идет разработка современного многоразового пилотируемого корабля. Пока все засекречено, известно лишь, что 10 сентября он успешно вернулся из третьего испытательного полета, который продлился 267 дней. А в России многоразовый «Орел» впервые полетит в лучшем случае в 2027 году…

Китайская орбитальная станция «Тяньгун» сделана по образу советских модулей
dzen.ru

Межпланетная программа Китая

Орбитой Земли Китай давно не ограничивается. Луну уже исколесили китайские луноходы «Юйту». А в июне 2024 года зонд «Чанъэ-6» впервые в истории доставил на Землю образцы грунта с обратной стороны Луны. Как заявляют ученые, его состав оказался сложнее, чем у предыдущих образцов грунта.

Дальше — больше. КНР и Россия заключили соглашение о строительстве лунной базы. В июле 2024 года РФ ратифицировала это соглашение. Конкретики пока немного: до 2030 года идет подготовительный этап. Обе страны изучают Луну, выбирают место для базы, проектируют ее. Только вклад Китая пока явно больше. Полеты к Луне отработаны, в 2026 году на Южный полюс отправится зонд «Чанъэ-7». А российская «Луна-25» разбилась о поверхность спутника Земли. «Луна-26» будет запущена в лучшем случае в 2027 году.

Зонд «Чанъэ-6» доставил образцы грунта с обратной стороны Луны
prokosmos.ru

С 2031 года Китай и Россия должны совершить не менее пяти совместных миссий к Луне. Но такими темпами КНР скорее справится со всем самостоятельно. В октябре, кстати, на орбитальную станцию будут отправлены кирпичи из искусственного лунного грунта, которые проверят на устойчивость к экстремальным условиям космоса. Работа над лунными стройматериалами уже вовсю идет.

Луной Китай не ограничивается. В 2021 году на поверхность Марса приземлился аппарат «Тяньвэнь-1», в 2028-м на Марс должен сесть аппарат «Тяньвэнь-1», который доставит на Землю образцы марсианского грунта. Еще одна цель космических исследований — астероид Камоалева. Его образцы также будут доставлены на Землю для исследований.

C 2031 года Китай должен совершить 5 совместных с Россий лунных миссий
habr.com

Скрытая угроза из Поднебесной

Пока все космические программы Китая выглядят исключительно мирно. Однако глава НАСА Билл Нельсон утверждает, что у космической программы КНР есть и тайные военные мотивы.

— Китай добился огромных успехов, особенно за последние 10 лет, но они очень-очень скрытны. Мы считаем, что значительная часть их так называемой гражданской космической программы — это военная программа. Я думаю, что мы фактически участвуем в гонке.
Глава NASA Билл Нельсон опасается, что за мирной космической программой Китая кроются немирные намерения
skyscrapercity.com

США опасаются, что Китай первым застолбит Луну и не будет пускать туда представителей других государств. Спутники связи сильно помогают ведению боевых действий, а за множеством гражданских спутников могут скрываться военные. Доминирование в космосе может означать доминирование и на Земле.

Хорошо, что сейчас Россия и Китай находятся в дружественных отношениях. Но что, если они испортятся? Что РФ может противопоставить в космической сфере? В нынешнем состоянии немного.

#Starship #Космонавтика #Си Цзиньпин #Марс #Китай #Falcon 9 #Ракеты #Аналитика #Луна #Орбитальная станция #SpaceX #Илон Маск #Видео #США #Россия #Космос #Starlink