Posted 12 сентября, 15:20

Published 12 сентября, 15:20

Modified 12 сентября, 15:52

Updated 12 сентября, 15:52

Два космических туриста вышли в открытый космос

В открытый космос впервые вышли туристы: новая эра космонавтики уже наступила

12 сентября 2024, 15:20
Фото: wccftech.com
Два космических туриста вышли в открытый космос

Опубликованы первые фото и видео выхода американских туристов в открытый космос

Сюжет
Космос
Впервые в истории в открытый космос вышли не профессиональные космонавты, а космические туристы. «НИ» разобрались, чем уникальна миссия корабля Crew Dragon от SрасеХ Илона Маска и что она значит для человечества.

Мария Соколова

На третий день полета корабля Crew Dragon в рамках миссии Polaris Dawn два члена экипажа совершили выход в открытый космос.

Каждый из них побывал за пределами корабля по 15 минут. Сам по себе выход в открытый космос не уникальное событие. Но раньше этим занимались только профессиональные космонавты, которые сначала проходили отбор из тысяч людей, а потом — многолетнюю подготовку.

Все четверо членов экипажа — миллиардер и владелец ЧВК Джаред Айзекман, подполковник ВВС Скотт Потит и инженеры SpaceX Сара Джиллис и Анна Менон — являются абсолютными новичками в вопросах космических полетов. У всех есть своя основная работа. Разве что командир корабля Джаред Айзекман один раз уже летал на корабле Илона Маска — три дня находился на орбите Земли в рамках благотворительной миссии Inspiration4. В открытый космос вышли сам Айзекман и Джиллис.

Видео: x.com/spacex. 12 сентября 2024 года Джаред Айзекман стал первым непрофессиональным космонавтом, совершившим выход в космос

Как прошел выход в открытый космос

Привычная процедура выхода в открытый космос на МКС выглядит так: космонавт или астронавт внутри станции надевает скафандр (хотя из-за громоздкой конструкции правильнее было бы сказать заходит в скафандр), оснащенный автономной системой жизнеобеспечения, потом переходит в шлюзовую камеру, из которой выпускают воздух, далее открывается люк, и человек, пристегнутый страховочным тросом к специальным поручням, выходит в открытый космос.

Так космонавты могут перемещаться по внешней поверхности МКС и выполнять необходимые работы — устанавливать и демонтировать оборудование, проводить ремонт станции и научные эксперименты.

На корабле CrewDragon все иначе: все четверо членов экипажа перед началом программы по выходу в открытый космос облачены в новые скафандры EVA, поскольку разгерметизируется все внутреннее пространство корабля — у Crew Dragon нет шлюзовой камеры. Такова старая американская традиция кораблестроения.

Все четыре человека могут одновременно находиться в скафандрах не только потому, что они уникальные и сверхсовременные (без этого не обошлось — внутри есть прозрачные проекционные дисплеи), а потому что у них нет индивидуальной системы жизнеобеспечения. Каждый скафандр соединен с кораблем шлангами, по которым подается кислород. После возвращения на борт корабля космических туристов ожидала длительная процедура выравнивания давления — приходится просто сидеть в скафандре и ждать.

Такая связь с кораблем накладывает очень жесткие ограничения на перемещения — люди не могут отдалиться от люка. Фактически они высовывались в открытый космос по пояс, держась за поручни. Алексей Леонов, совершая первый в мире выход в открытый космос, отдалился от корабля на 5 метров.

Леонов потом красочно описал впечатления от увиденного.

— Я хочу вам сказать, что картина космической бездны, которую я увидел, своей грандиозностью, необъятностью, яркостью красок и резкостью контрастов чистой темноты с ослепительным сиянием звезд просто поразила и очаровала меня. В довершение картины представьте себе — на этом фоне я вижу наш советский корабль, озаренный ярким светом солнечных лучей. Когда я выходил из шлюза, то ощутил мощный поток света и тепла, напоминающий электросварку. Надо мной было черное небо и яркие немигающие звезды. Солнце представлялось мне как раскаленный огненный диск…

Кстати, Алексей Леонов столкнулся с тем, что его скафандр раздулся и потерял гибкость. Если посмотреть видео с борта Crew Dragon, то заметно, что все члены экипажа, находясь в открытом космосе, практически не шевелятся — руки находятся в одинаковом положении. Может быть, они не шевелятся от восхищения увиденным, а может быть, у скафандров EVA есть проблемы с гибкостью в условиях окружающего вакуума.

Видео: x.com/spacex. Движения в скафандрах от SpaceX выглядят скованными

Что будет после Polaris Dawn

Почти за 60 лет, прошедших с выхода Леонова, в открытом космосе побывали 263 человека, не считая экипажа Polaris Dawn. В основном это советские и российские космонавты, а также американские астронавты. Сейчас к ним стали добавляться китайские тайконавты. Остальных можно пересчитать по пальцам: гражданин ОАЭ, несколько японцев, итальянцев, канадцев, французов, немцев, швейцарец, швед.

Теперь открытый космос доступен практически любому желающему — были бы деньги на оплату полета. Во сколько обошелся 5-дневный тур — неизвестно, однако одно место на Crew Dragon при полете на МКС стоит 55 млн долларов.

Но главное, что теперь разрушен стереотип о том, что космические полеты и уж тем более выход в открытый космос — это удел избранных, профессиональных космонавтов, которые этому посвятили всю свою жизнь.

Такое упрощение космических полетов кардинально меняет отношение людей к космосу, а это, в свою очередь, необходимо для достижений главной цели Илона Маска — полетов на Марс и даже колонизации Красной планеты.