Posted 23 сентября, 13:40
Published 23 сентября, 13:40
Modified 23 сентября, 13:42
Updated 23 сентября, 13:42
Мария Соколова
Технический прогресс у Маска идет быстрее, чем решают бумажные вопросы бюрократы из Федерального агентства гражданской авиации США, которые дают разрешения на полеты. Несмотря на то что такого разрешения на полет у SpaceX еще нет, вчера на космодроме Starbase в Техасе на стартовом столе собрали гигантскую ракету с многоразовым кораблем Starship для пятого испытательного полета.
Вместе с тем Илон Маск заявил, что в ближайшие два года будут совершены пять беспилотных полетов кораблей Starship на Марс. А после туда должны отправиться люди, чтобы проводить колонизацию Красной планеты. По его мнению, Марс будет спасением для всего человечества, если вдруг Земля станет непригодной для проживания. Помешать этому может только бюрократия.
— Одной из моих самых больших проблем сейчас является то, что программа Starship задыхается от правительственной бюрократии, которая растет с каждым годом. Эта удушающая бюрократия влияет на все крупные проекты в Америке.
Каждый запуск Starship связан с несколькими факторами, влияющими на экологию: сбросом воды из системы охлаждения стартовой площадки, посадкой в воду горячей первой ступени, влиянием на птиц и громким хлопком при преодолении сверхзвукового барьера. И регулятор каждый раз оценивает все риски. Поэтому пятый пуск Starship требует нового согласования. Ожидается, что разрешение будет готово не раньше ноября 2024 года.
Но глава SpaceX не намерен замирать в ожидании. Ведь суть испытаний Маска в том, чтобы выявлять слабые места и тут же их исправлять.
Технический прогресс, обгоняющий бумажную волокиту, — уникальный случай в космонавтике. Как же Маску удается так быстро работать? Дело в том, что он совершил настоящую революцию в сфере космонавтики и все кардинально упростил.
Посмотрите на то, как запускают, например, «Союзы». Огромные заводы на одном конце страны (в Самаре) занимаются производством ступеней, затем их везут на космодром Плесецк в Архангельской области, Байконур в Казахстане или вообще на другой конец России — на Восточный в Амурской области. Потом в большом монтажно-испытательном комплексе (МИК) проходит финальная сборка ракеты, затем ее по железной дороге вывозят на стартовую площадку. Это тоже колоссальная конструкция с подвижными мачтами, на которых висит ракета, и не менее колоссальным газоотводом.
На Восточном настоящая мегастройка развернулась еще в 2012 году. Минимально необходимые работы по постройке первой очереди для запуска «Союзов» длились 4 года. Первые проектные работы по второй очереди для запуска «Ангары» начались в 2015-м, сама стройка стартовала в 2019-м.
И хоть «Ангара-А5» полетела с Восточного в апреле 2024 года, все работы еще не окончены. По словам замглавы Роскосмоса Андрея Ельчанинова, они должны быть завершены только в 2028 году. Итого 13 лет от старта проекта и 9 лет от начала строительных работ.
А что у Маска? В феврале 2014 года он купил землю в Техасе под будущий космодром Starbase, в июле 2014-го получил разрешение на строительство от регулятора, а земляные работы начались в 2015-м. В 2018 году проведены первые «прыжковые» испытания отдельных модулей Starship, в 2021-м Starship впервые поставили на стартовый стол, а 20 апреля состоялся первый испытательный полет. Впечатляющий прогресс.
Все дело в простоте. Ангары по производству первой ступени и космического корабля находятся в непосредственной близости от стартовой площадки, некоторые работы идут и вовсе под открытым небом. От сборочного цеха до стартового стола первую ступень и космический корабль доставляют на простой колесной платформе, которую тащит обычный аэропортовый тягач по бетонной дороге.
Сначала Starship на стартовый стол и вовсе устанавливали очень большим, но все же обычным строительным подъемным краном на гусеничном ходу. Теперь на мачте обслуживания появилась специальная «клешня», которая и космический корабль на первую ступень устанавливает, и должна ловить первую ступень при приземлении.
Да и сама стартовая площадка — воплощение простоты. Грубо говоря, это просто забетонированная площадка, на которой стоит стартовый стол — огромная табуретка с дыркой посередине. И рядом установлена единственная мачта обслуживания.
Все это просто настолько, что очень напоминает стартовые столы для ракет «Фау-2», которые производили в Германии в 40-х годах. Масштаб иной, но суть та же. Однако такая конструкция не вечная и не может служить десятилетиями (это доказал первый же испытательный полет Starship в 2023 году). В отличие, например, от «Гагаринского старта» на Байконуре, с которого запускали и первый спутник в 1957 году, и Юрия Гагарина в 1961-м. Он проработал до 2019 года.
Вернемся к Starship. Двигатели его первой ступени были такие мощные, что разнесли бетонную площадку под собой в клочья. Камни разлетелись в разные стороны на 8 км. Это стало проблемой для SpaceX и Маска? Нисколько. В компании прекрасно понимали, что стартовый стол еще не готов для полноценной эксплуатации, не хватало стальных плит с водяным охлаждением под ракетой. Их производство началось за три месяца до испытательного полета.
Но простота стартовой площадки позволяет не обращать внимания на такие «мелочи», как разрушение при старте ракеты. Тогда Маск пообещал, что все восстановительные работы получится завершить за 1–2 месяца, это уже с учетом установки защитных плит.
Вероятно, восстановление стартовой площадки заняло чуть больше времени, но результат все равно налицо: следующий испытательный пуск был совершен уже 18 ноября 2023 года. Разрушение стартовой площадки не повлияло на график испытаний. На этот раз, кстати, стартовый стол и поверхность под ними уцелели.
Сама по себе тенденция к упрощению технических процессов не новинка. Она прослеживается во всем. Раньше даже любая бытовая техника создавалась так, чтобы служить десятилетиями. Теперь на рынке постоянно появляются новинки, особенно это касается электроники. Только вы купили смартфон, как за те же деньги появляется более совершенная модель, причем она может быть не дороже старой, если учитывать инфляцию. Конечно, современные смартфоны не могут жить так долго, как старые домашние телефоны с круглым диском набора номера. Но многие ли об этом жалеют?
По такому же принципу создаются китайские автомобили — пока ведущие автопроизводители мира с вековой историей оттачивают характеристики будущих моделей, китайцы за это время сменят несколько поколений, набираясь опыта и совершенствуя технологии массового производства.
В итоге в 2023 году Китай стал крупнейшим экспортером автомобилей в мире, обогнав Японию. Некоторые компании демонстрируют просто чудеса скорости. Например, Li Auto, которая специализируется на выпуске премиальных кроссоверов с гибридной силовой установкой, была образована в 2015 году.
В 2019-м она уже выпустила первую серийную машину, а в 2022-м — хорошо известный в России LiXiang L9, который многим заменил привычные Mercedes и BMW. У этих машин было немало «детских болячек». Всего за несколько лет компания совершила колоссальный рывок и получила неоценимый опыт проектирования, производства, продаж и обслуживания машин.
Времена, когда сначала все надо было довести до совершенства на бумаге, а потом уже претворять в жизнь, прошли. Теперь первым делом идет практическая реализация, пускай и не в идеальных условиях. Иначе за техническим прогрессом не успеть. Маск — гений, потому что первым понял, что это касается и космонавтики. Но понимают ли произошедшие изменения в Роскосмосе, погрязшем в бумажных проектах?