Центробанк предупредил, что деньги ФНБ кончатся в 2025 году. Что будет делать Минфин?

20 сентября, 17:17
Количество «живых» денег в Фонде национального благосостояния сократилось с начала СВО в два раза. По данным ЦБ РФ, средства суверенного фонда активно используют для покрытия дефицита бюджета и помощи крупным компаниям. Если цены на нефть упадут, в 2025 году деньги кончатся. И что тогда?

Елена Петрова

Символ благосостояния

В России суверенный фонд, или «кубышка» страны, называется Фондом национального благосостояния. Он был создан в 2008 году для стабилизации Пенсионного фонда, когда в Россию рекой потекли нефтегазовые деньги. Подобные фонды есть в большинстве стран. В Норвегии, например, он был создан в 1990 году с открытием самых больших нефтегазовых месторождений в Северном море.

Российский ФНБ закончил свою службу на благо граждан в 2017 году, после того как правительство провело реформу и больше не нуждалось в финансировании пенсий. С 2022-го ФНБ окончательно был поставлен на службу бюджету, вернее, на латание в нем дыры дефицита.

Сколько денег из ФНБ было потрачено на бюджет с 2022 года

На самом деле размер ФНБ оценивается в 7,1% российского ВВП. Однако по-настоящему важным для денежных властей является ликвидная часть. Это деньги, которые можно взять и потратить, если так будет нужно. А с ними ситуация другая.

Для федерального бюджета в декабре наступает день Х. Тогда подбиваются расходы и доходы и становится ясно, сколько правительству не хватает для сведения финансов. С началом СВО в РФ не было ни одного бездефицитного бюджета. Минфин заранее предупреждал, что расходы велики и денег не хватит.

Не хватало триллионов.

В декабре 2022-го, после первого года действий на Украине, из ФНБ взяли 2,41 трлн руб. Следующий год принес еще больший дефицит бюджета. Для покрытия минуса из ФНБ было потрачено на 500 млрд руб. больше — 2,9 трлн руб.

Сейчас в суверенном фонде России хранятся 4,85 трлн руб. Если все пойдет по плану правительства, то на бюджет будут потрачены 2,12 трлн руб.

Помимо потребностей бюджета, по закону правительство может тратить на поддержку критически важных для экономики страны предприятий. Эти суммы становятся известными уже после того, как решение по финансированию принято. Однако информация все же протекает. Заместитель министра экономразвития Илья Торосов заявил, что общая сумма расходов на финансирование проектов в 2024 году составит около 1,3 трлн руб. Открытыми на начало августа оставались 700 млрд.

Для ФНБ на декабрь 2024 года это означает, что в кубышке останется в худшем случае чуть больше 2 трлн руб. и в любом случае менее 3 трлн руб.

В этой связи ЦБ, который «зеркалит» ФНБ и отслеживает перемещения триллионов из суверенного фонда, впервые выразил предположение, что деньги могут закончиться в 2025 году.

При каких условиях денег в ФНБ не станет

Центробанк опубликовал в конце августа документ со скучным названием «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2025 год и период 2026 и 2027 годов». Как всегда, регулятор рассматривает несколько сценариев. Интересны базисный и кризисный.

Информация об исчерпании средств суверенного фонда входит в раздел «Рисковый сценарий». Он описывает ситуацию, когда санкции усиливаются, деглобализация растет и наступает мировой финансовый кризис:

«Цены на нефть будут существенно ниже в сравнении с базовым сценарием на всем горизонте. Для российской экономики, помимо ухудшения условий торговли, это также означает вероятное усиление санкционного давления, из‑за чего дисконт на отечественные товары расширится. На фоне значительного падения сырьевых цен при действующих параметрах бюджетного правила это приведет к активному использованию ликвидной части ФНБ для нейтрализации шока, что создает риски исчерпания средств ФНБ в течение 2025 года».

В базовом сценарии регулятор видит плавное снижение цены на нефть. По мнению аналитиков ЦБ, в 2024 году баррель эталонного сорта Brent будет стоить в среднем 85 долларов. В последующие три года цены снизятся до 70 долларов.

Ценовые качели прошлого месяца заставили участников мирового нефтяного рынка пересмотреть свои прогнозы в сторону снижения. «НИ» сообщали, что аналитики предрекают падение котировок уже в 2025 году. Вероятным эксперты считают коридор от 60 до 70 долларов за баррель. Поскольку доходная часть бюджета формируется на 43% НДПИ, при таком развитии ситуации ЦБ придется создавать новый сценарий.

«С учетом более низкого равновесия мировых цен на сырье потребуется трансформация бюджетного правила с постепенным переходом к базовой цене нефти на уровне 40 долларов США за баррель к 2027 году. Сокращение базовых нефтегазовых доходов вследствие снижения цены отсечения в правиле будет способствовать бюджетной консолидации — снижению расходов бюджета в относительном выражении», — говорит регулятор.

Как написал аналитик ТЭК Кирилл Родионов, помимо экономических и управленческих причин, есть еще и политические факторы, которые влияют на кредитно-денежную политику:

«При любом сценарии средства ФНБ будут расходоваться не так, как это изначально казалось технократам. Вывод — банальный, но от его банальности не меняется суть: технократы могут долго балансировать систему, но в какой-то момент риски все равно окажутся сильнее».

Откуда Минфин возьмет деньги, если не будет ФНБ

Проблемы для бюджета наступят, если цена на российскую Urals опустится ниже 60 долларов за баррель, говорят экономисты. Как показали события августа-сентября 2024 года, ничего невозможного в этом нет. Даже ОПЕК пришлось отложить увеличение добычи на два месяца.

Поэтому перед Минфином стоит нетривиальная задача. С одной стороны, ведомству Антона Силуанова нужно по-прежнему финансировать военные расходы. С другой стороны, обнулять ФНБ может оказаться опасным, если нефть будет дешеветь быстрее плана правительства. Нужно искать «заначки».

Повышение налогов с 2025 года облегчит задачу Минфину. По расчетам, бюджет дополнительно соберет 2,6 трлн руб. Прогрессивная шкала для населения даст 533 млрд. Большая часть — 1,6 трлн — казна планирует получить от повышенного налога на прибыль. Но есть нюанс: уже сейчас налоговая задолженность предприятий выросла в 3,3 раза. Это связано с тем, что их прибыли сокращаются, а экспортеры не могут перевести выручку из-за сложностей с банками.

Некоторые экстренные сценарии уже реализуются. Например, государство изымает приватизированные в 90-е годы предприятия и продает их во второй раз. Однако в 2024 году деприватизация только обкатывается и от продажи активов на торгах в бюджете заложено только 1,2 млрд рублей.

В самом крайнем случае у правительства есть остатки средств Федерального казначейства на едином казначейском счете. Информация по этому счету засекречена. Последний раз летом 2022 года Казначейство сообщало о том, что на счетах хранятся 5,5 трлн руб. Однако эти деньги можно использовать только на короткий период, иначе регионы останутся без трансфертов.

«Новая нефть»

Первая мысль, которая посещает чиновников, когда они ищут финансы, — это как добраться до денег населения, из-за инфляции и повышения ключевой ставки 50 трлн накопленных на сберегательных счетах населения рублей. По некоторым оценкам, граждане хранят вклады сроком до года на сумму 8 трлн. Для этого власти предлагают инвестиционные счета, вклады в пенсионные фонды и безотзывные сберегательные сертификаты сроком на 3 года.

Для Минфина деньги населения — подарок. Насколько такие вложения будут выгодны самим гражданам, неизвестно. При инфляции около 8% каждый год все проценты будут съедены, и любой краткосрочный банковский вклад под 20% и выше не сравнится ни с какими гособлигациями.

Если будет совсем плохо, подойдет патриотический заем. Об этом год назад рассуждали финансовые власти. Однако история послевоенных облигаций, которые людям выдавали вместо денег, передается из поколения в поколение в каждой российской семье. Правительству никто не поверит.

#Минфин #Экономика #Налоги #Облигации #Деприватизация #Деньги #Цены на нефть #Россия #Облигации государственного займа #Нефть #Российский бюджет #ФНБ
Подпишитесь