Елена Петрова
Экономические власти страны готовятся к принятию нового бюджета на 2025–2027 годы и пишут различные сценарии — от самого плохого до оптимистического. На этот раз Минэкономразвития проявил оптимизм даже в базовом варианте. По сравнению с апрелем этого года, чиновники увидели предпосылки к росту цен на газ, который «Газпром» поставляет по трубопроводу «Сила Сибири».
Еще весной говорилось о том, что 1000 кубометров «голубого» топлива будет стоить 244 доллара. По факту такая цена означала резкое падение по сравнению с 2023 годом. Тогда власти исходили из того, что российский газ будет продаваться за 271 доллар за 1000 кубометров. Показатели цен по году говорят о том, что «Газпром» получит лучшую цену в 288 долларов за 1000 кубометров. Сценарная цена на 2025 год не вернулась на прошлогодний уровень, но достигнет 261 доллара за 1000 кубов.
Проектной мощности в 38 млрд кубов газопровод должен достигнуть в 2025 году. Чем больше газа, тем дешевле он будет обходиться китайским покупателям. Если до 2025 года, пока газопровод не выйдет на 38 млрд кубометров, поступления в «Газпром» будут расти, то с 2026 года денег будет меньше и меньше. В 2026 году цена опустится до 247,3 долларов, а в 2027-м — и вовсе до 235,4 долларов за 1000 куб. м.
Физические объемы поставок в Китай будут расти, но на Востоке «Газпром» никогда не сможет получить такой доход, как в Европе. Это невозможно по нескольким причинам.
Несмотря на затоваривание газом в мире и, как следствие, падение цен на «голубое» топливо, в Европе он остается дороже, чем в Азии. Это различие сохранится и в будущем. Это признают и в Минэке. На 2025 году чиновники определили цену для дальнего зарубежья без учета Китая, что означает поставки в Европу и Турцию на отметке 340 долларов за 1000 кубометров. Дисконт для китайского рынка составит тем самым 23,3%. С каждым последующим годом разрыв будет расти и достигнет в 2030 году 30%.
Мало того, что «Газпром» потерял 125 млрд кубов поставок и качает в страны старого континента в 6,5 раза меньше топлива. Помимо сокращения поставок, усложнился сам бизнес. В Европе у газового монополиста было три десятка клиентов, с которыми можно было вести сложные переговоры, создавая альянсы и сталкивая одних с другими для достижения лучшего коммерческого результата.
Ценообразование в Европе происходит по другой формуле, чем в Азии. Газовый рынок обособился от нефти, и теперь цена на него определяется независимо на бирже. Из-за этого производители газа имеют возможность получения справедливой и, как показывает практика, более высокой цены.
Наступление ВСУ в Курской области в начале августа 2024 года внесло коррективы в понижающий тренд на европейском рынке. Внезапно цены поднялись выше 400 долларов за 1000 кубов. Если из-за нестабильной ситуации вокруг Суджи и прокачки российского топлива возникнут новые трудности, то цена поднимется еще. Пока она держится на уровне 419 долларов.
Напротив, китайский контракт «Газпрома» завязан на нефтяные цены, а нефть нынче падает. Вместе с ней ухудшится и заложенная в прогноз цена на газ.
В Китае биржи газа нет и, возможно, не будет никогда.
Это связано с особенностями развития энергетического рынка в Поднебесной. Как когда-то Россия в силу цифровизации перескочила несколько ступенек в экономическом развитии, опередив в трендах Европу, так же Китай не стал задерживаться на ископаемых видах энергии, перейдя сразу к возобновляемым.
К тому же власти страны серьезно диверсифицировали поставщиков того же газа, отказавшись изначально повторять ошибки, которые сделала Европа и главный покупатель российского газа Германия, сложив во имя мира на континенте и повышения уровня жизни населения все «энергетические» яйца в одну корзину. Чем это закончилось, в Китае увидели еще в 2009 году, когда «Газпром» сокращал поставки топлива зимой в пик отопительного сезона.
Исход политики Вилли Брандта, Герхарда Шредера и Ангелы Меркель стал очевиден окончательно в 2022 году. После того, как президент Путин велел «Газпрому» перейти на торговлю в рублях, а европейцы отказались, цена на газ по году достигла 1370 долларов за 1000 кубометров. И речь идет о средней цене за весь 2022 год.
В Азии газ по-прежнему привязан к цене на нефть. В Европе раньше тоже торговали газом, привязываясь к цене на нефть, когда оба углеводорода использовались как топливо. Теперь он нефти здесь ушли полностью, говорит директор Центра исследований в нефтегазовой сфере НИУ ВШЭ Вячеслав Кулагин:
— В Азии таких индексов пока нет, поэтому приходится придумывать хитрые схемы, с комбинацией нескольких факторов, которые бы позволили найти баланс интересов потребителей и поставщиков. Тут любой контракт — элемент риска для каждой из сторон.
Контакт поставок по «Силе Сибири» был подписан 10 лет назад. Цена по нему привязана к цене на нефть. Когда в 2023 году газ резко подешевел, а нефть стабильно держалась в коридоре 80-90 долларов за баррель, «Газпром» выиграл. Однако сейчас страница этой книги перевернулась, и цены на нефть пошли вниз. Уже российская Urals, по некоторым оценкам опустилась ниже санкционного потолка и достигла 57 долларов за баррель. Очевидно, цена на российский газ, к радости китайских покупателей, также пойдет вниз, и 261 доллар за 1000 кубометров плавно перекочует из базового сценария Минэкономразвития в оптимистический.
В «Газпроме» неохотно об этом говорят, однако помимо того, что «Сила Сибири» обошлась российскому монополисту в 1,1 триллиона рублей, или 17 млрд долларов, и это не считая затрат на бурение новых скважин на Ковыктинском и Чаяндинском месторождениях, а также построенного наполовину газохимического комбината за 20 миллиардов долларов, сами цены на газ, текущий по этой трубе — самые низкие на китайском рынке.
Лидером по трубам в Китай по-прежнему остается не Россия, а Туркменистан. Пальма первенства долгое время была у центральноазиатских республик. В 2022 году по газопроводу в Хоргос было поставлено 43 млрд кубометров газа. 34 млрд закачал Туркменистан, остальное — Казахстан и Узбекистан.
Всего газ идет по 3 веткам. Строительство четвертой должно закончиться в 2028 году. Участники консорциума заявляют, что поставят 85 млрд кубометров «голубого» топлива, или в два раза больше, чем приходит в Китай по «Силе Сибири».
Россию в это начинание никто не приглашал. Ей досталась роль поставщика газа Узбекистану, который будет использовать российское топливо на внутреннем рынке, а сам поставлять свой газ в Китай по более высоким ценам.
«Сила Сибири -2» — отнюдь не единственная альтернатива получения природного газа по трубам для Китая. Сейчас власти страны ведут сразу несколько переговоров с разными участниками параллельно.
Россию «ломают» на фактически внутренние цены, если она хочет строить «Силу Сибири — 2» — за свой счет, разумеется. Казахстан торгуется за трубу с Тенгизского месторождения. Китайцы жестко дали понять властям страны, что если они не примут цену «Силы Сибири», они закачают в новую трубу российский газ. Речь идет о трубопроводе мощностью 4,5 млрд кубов с возможностью расширения до 11 млрд.
— В Туркмении Пекин чуть более уверен в контроле над ресурсной базой. В России он пока все-таки не контролирует месторождения, и будем надеяться, что и не будет. То есть Россия сохраняет больше такой независимости в нефтегазовой сфере от Китая. Кроме того, нельзя забывать, что Китай в принципе проводит политику усиления своих позиций в Центральной Азии и вытеснения оттуда России постепенно, в том числе путем именно развития нефтегазового сотрудничества, — рассказал «НИ» директор по исследованиям Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев.
Российский газ обходится Китаю на 30% дешевле, чем туркменский. Тем не менее, как говорят источники в Казахстане, Китай склоняется к сотрудничеству со среднеазиатскими странами.
С одной стороны, власти страны решают экономические проблемы. Однако в Китае политические интересы иногда становятся важнее. Строя газопровод и покупая топливо из Туркменистана и других стран Средней Азии, власти страны связывают в единую энергетическую сеть бывшие советские республики.
С другой стороны, как видим, Китай намерен одобрить строительство газопровода из Туркменистана. Хотя, по оценке Reuters, российский газ обходится КНР на 30% дешевле, чем туркменский. Можно предположить, что Китай преследует и защищает не только свои экономические интересы, но и политические, вовлекая и связывая в единую энергетическую сеть страны Центральной Азии.
«Газпром» сейчас не отказывается ни от чего. Его глава Алексей Миллер заявил о готовности его компании поставлять российский газ в больших объемах, начиная с ноября 2025 года.
Однако бывшие республики не собираются отдавать россиянам рынок без борьбы. Более того, в Туркменистане, например, заявили, что давно хотят снабжать своим газом Европу. Желающих заменить Россию на украинском транзите становится все больше.