Posted 9 сентября, 18:24
Published 9 сентября, 18:24
Modified 10 сентября, 06:01
Updated 10 сентября, 06:01
Николай Владимиров
О плане Шольца пока известно совсем мало. Но даже то, что известно, сильно удивляет на фоне его многолетней и однозначной поддержки Украины в ее конфликте с Россией, в том числе и по позиции Киева по мирному урегулированию. Ведь основа т. н. формулы Зеленского — вывод войск РФ на границы 1991 года. А план Шольца, как сообщается, предусматривает остановку боевых действий по линии боевого соприкосновения на момент начала переговоров.
О мирном плане федерального канцлера Германии сообщила в понедельник итальянская газета La Repubblica. Издание отмечает, что этот план призван усадить РФ за стол переговоров, при этом «Киев примет территориальные уступки». Приводит газета и объяснение столь резкой смены позиции лидера ФРГ по разрешению российско-украинского конфликта.
Утверждается, что подвижничество Шольца вовсе не бескорыстное — он «потрясен» итогами выборов в восточногерманских землях Саксонии и Тюрингии (высочайшего результата на них добились крайне правые и левые, призывающие к восстановлению экономических и иных связей с Россией) и стремится избежать продолжения серии разгромных поражений на региональных выборах его партии СДПГ и, как следствие, собственной отставки с поста канцлера.
Напомним, что партия «Альтернатива для Германии» (АдГ, ее называют пророссийской) победила на выборах в земельный совет в Тюрингии, впервые в своей истории заняв первое место на региональных выборах в ФРГ. А на выборах в Саксонии она практически разделила первое место с Христианско-демократическим союзом (у нее на один мандат меньше). При этом на третьем месте по итогам выборов в Тюрингии оказался «Союз Сары Вагенкнехт — за разум и справедливость» (15,8%) — левая политсила, как и АдГ, выступающая за снятие санкций с РФ и восстановление с ней экономических отношений.
Обе политсилы выступают за скорейшее мирное урегулирование российско-украинского конфликта. Поэтому вполне понятно желание канцлера Шольца попытаться выбить из рук политических противников аргумент о том, что он сам и СДПГ в угоду чужим интересам довели экономику страны до ручки, отказавшись от дешевого российского трубопроводного газа.
А этот аргумент очень силен в общественном мнении восточногерманских земель, ранее входивших в состав ГДР и более серьезно страдающих от нынешнего падения экономики ФРГ, чем западные регионы страны.
Другой вопрос — удастся ли Шольцу стать «канцлером мира» (такую цель его действий называет La Repubblica). Ведь для посредничества в столь ожесточенным конфликте требуется доверие обеих сторон. А в Кремле Германию явно к таким нейтральным государствам не относят. И тому много причин.
Во-первых, ФРГ не приложила должных усилий для сохранения и успешного завершения Минских договоренностей. Более того, после начала вооруженного российско-украинского конфликта экс-канцлер ФРГ Ангела Меркель публично призналась, что она и другие лидеры стран НАТО, фигурировавшие как посредники в Минском соглашении, изначально делали расчет не на мирное урегулирование конфликта, а на то, чтобы дать время Киеву укрепить вооруженные силы и подготовиться к большому сражению с Москвой.
Во-вторых, с самого начала вооруженного конфликта власти ФРГ решительно встали на сторону Украины, оказывая ей максимальную поддержку вооружениями и другими околовоенными услугами, а также финансированием ее правительства через ЕС и другие каналы.
В-третьих, ФРГ, как и другие страны Запада, наложила на РФ тяжелейшие экономические санкции (ударив, правда, и по себе, что сейчас ей аукается) и заблокировала ее валютные активы в своих банках.
В-четвертых, Германия очень странно себя повела в ситуации с подрывом газопровода «Северный поток — 2», по сути, покрывая страну, нанесшую ей этим терактом огромный экономический урон.
Одним словом, вряд ли в Москве захотят броситься в объятия нынешних руководителей ФРГ с учетом большого числа накопленных обид и экономических потерь. Но если Берлин согласится играть в общем мирном оркестре из стран — лидеров Глобального Юга, Турции, Венгрии, Словакии, государств СНГ и других, выступающих за скорейшее завершение конфликта не по известному сценарию Киева, то это уже будет очень серьезной заявкой на начало переговоров и предложит варианты снятия санкций и быстрого восстановления экономического сотрудничества, в том числе в энергетике.
Интересно, что с началом осени вообще резко интенсифицировались контакты и заявления на тему мирных переговоров, что вряд ли является случайностью.
Напомним, в прошлом месяце «гонец мира» и по совместительству премьер-министр Индии Нарендра Моди повторил недавний вояж своего коллеги из Венгрии Виктора Орбана с тем лишь исключением, что по итогам визита в Москву и Киев не отправился в Китай и США, а лишь обсудил по телефону с американским руководством свои наработки.
При этом президент США Джо Байден поблагодарил Моди за его усилия и подтвердил, что выступает за мирное урегулирование. Очевидно, согласовав с Байденом свой мирный план (или, как говорят, общий с Китаем и Бразилией), он затем отправил в Москву своего советника Аджита Довала, который будет обсуждать детали договоренностей шефа в российской столице 10–11 сентября.
Сегодня же китайский лидер Си Цзиньпин призвал к «созданию благоприятных условий для политического урегулирования» конфликта на Украине. Причем и его гонец вскоре будет в РФ — уже 11–12 сентября глава МИД КНР Ван И станет участником встречи коллег из стран БРИКС в Санкт-Петербурге.
Ну, а упоминавшийся выше главный европейский «голубь мира» — премьер Венгрии Виктор Орбан — анонсировал новое «заметное» проявление своей мирной миссии уже в сентябре. В отличие от все перечисленных выше миротворцев, Орбан контактирует еще и с Дональдом Трампом.
А, судя по всему, именно на опережение мирного плана Трампа нацелены усилия всех участников «оркестра» — и Китая, и Индии (поскольку та согласовывает свои усилия с демократической администрацией в Белом доме), и теперь Германии. То есть от Орбана можно ждать игры не в общем русле усилий по переговорам, ведь он друг Трампа, а тому невыгодно ускорение мирного процесса.
Скорее всего, готовящийся демарш Шольца поддержан не только Вашингтоном, где заинтересованы выбить перед выборами «переговорный» туз из рук Трампа, но и Брюсселем. В руководстве ЕС тоже понимают, что главный мотор союза — экономика Германии — захлебывается. И это в добавление к находящейся в состоянии внутреннего политического кризиса Франции, второй по значению стране союза. Возможно, именно поэтому Брюссель в последнее время так заметно снизил воинственную риторику в отношении Москвы. И действительно похоже на то, что США и ЕС решили попытаться завершить военный конфликт Москвы и Киева до окончания предвыборной кампании в Штатах.
Другое дело, что основные участники конфликта — Россия и Украина — в данный момент явно не склонны к началу переговоров. Существует мнение, что ВСУ вторглись на старую территорию РФ в Курской области именно для того, чтобы сорвать переговоры, навязываемые Киеву западными партнерами. Вполне очевидно, что это изменило позицию Москвы, которая теперь готова вернуться к диалогу с Киевом после «очистки» Курской области от подразделений ВСУ.
Ну, а буквально сегодня глава офиса президента Украины Андрей Ермак опубликовал пост о том, что Киев согласен на мир только с возвратом всех территорий. То есть повторил «формулу Зеленского», от которой, казалось бы, тот уже отказался сам после провального июньского саммита мира в Швейцарии. Получается, не отказался, а просто снизил накал риторики до начала реализации хитрого плана на Курщине.
Много интересного сегодня рассказал и глава МИД РФ Сергей Лавров на встрече в Эр-Рияде с коллегами из стран совета Персидского залива — другой группой потенциальных посредников в мирных переговорах. Самое главное из сказанного им — России переговоры ради просто остановки боевых действий не нужны. А нужны ей гарантии прав русскоязычного населения на Украине.
И эти слова опровергают версию о том, что РФ не готова к миру, пока ее войска не дойдут до Западной Украины или Польши. По-видимому, Москва уже излагает новые (они же старые, поскольку присутствовали в Стамбульском соглашении) требования к началу мирных переговоров. А они для Киева политически очень непростые — по сути, при широком толковании прав русскоязычного населения это отмена и декоммунизации, и церковной «реформы», и даже просто украинизации еще со времен президентства Виктора Ющенко.
Весь этот набор «антиреформ» Киев без жесткого прессинга со стороны США и ЕС на себя не возьмет, потому что это просто граничит с самоубийством для первых лиц государства, причем не только политическим. Возможно, именно поэтому ввиду оставшегося у Запада малого времени на подготовку к мирным переговорам и подключили к процессу тяжелую артиллерию — Германию.
Кстати, формальные требования к включению ФРГ в мирную игру в самостоятельном качестве были соблюдены — к канцлеру Шольцу с соответствующей просьбой накануне обратился украинский посол в Бразилии (а ранее в Германии) Андрей Мельник. И теперь появляется очень простой «тест». Если Мельника уволят или как минимум публично жестко отчитают, значит, западные партнеры использовали его вопреки желанию Зеленского и Ермака. Если не тронут или поощрят — ну, сами понимаете.