Posted 11 июля, 17:35
Published 11 июля, 17:35
Modified 11 июля, 19:15
Updated 11 июля, 19:15
Николай Владимиров
По окончании юбилейного саммита НАТО в Вашингтоне стало понятно, что мирная миссия венгерского премьера Виктора Орбана в западном военном альянсе пришлась не ко двору.
Официально письмо Орбана руководству ЕС, о котором известно по достаточно подробному цитированию СМИ, на саммите НАТО не обсуждалось. Более того, сообщалось без указания фамилий, что ряд влиятельных западных лидеров договорились дружить против Орбана — от обычной обструкции «голубя мира», написания ему ответного письма с резкими негативными оценками его деятельности вплоть до отмены председательства Венгрии в ЕС.
Однако же Орбан, похоже, на большее и не рассчитывал, хотя и попенял коллегам по ЕС и НАТО в том, что альянс берет на себя функции, не заложенные в него при создании, и разжигает войну вместо успокоения ситуации. Но сделал это не с трибуны саммита, а в интервью СМИ. И сам отказался от встречи с Джо Байденом, ограничившись рукопожатием с ним.
После этого становится очевидно, что были правы наблюдатели, увидевшие настоящую цель прилета Орбана в Вашингтон — после его «челночной дипломатии» в Киеве, Москве и Пекине — во встрече с Дональдом Трампом, а не в попытке переубедить западных лидеров.
Встреча двух политиков в поместье Трампа в Техасе должна пройти в четверг. Очевидно, на ней Виктор Орбан подробно расскажет лидирующему пока на президентских выборах в США Дональду Трампу об итогах своих переговоров на Украине, в Москве и Китае.
Существуют две версии миротворческого турне Виктора Орбана, и обе они связаны с Трампом. Согласно первой, сам экс-президент США, находящийся в дружеских отношениях с венгерским премьером, попросил его встретиться с Зеленским, Путиным и Си Цзиньпином, чтобы уточнить глубину возможных компромиссов враждующих сторон в случае начала переговоров и степень готовности китайского лидера выступить в связке с Трампом для разрешения конфликта.
Вероятно, в Москве и Пекине обсуждались также более широкие условия урегулирования, связанные с созданием новой системы европейской и общемировой безопасности, разоруженческая тематика и т. д.
Согласно второй версии, Виктор Орбан опасается, что окружение Дональда Трампа собьет его миротворческий пыл и убедит войти в нынешнюю натовскую парадигму, чтобы не пугать своим радикализмом колеблющегося избирателя и не настраивать против себя евробюрократов и лидеров ведущих стран ЕС.
А парадигма эта заключается в сохранении НАТО в его нынешнем виде с главенствующей ролью США в виде «мирового жандарма», у которого есть интересы по всей планете и поводы для вмешательства в политику любого государства.
Трамп же, как известно, склонен к изоляционизму и не сильно горит желанием помогать ЕС решать вопросы континентального уровня.
Не исключено, что по итогам встречи Орбана и Трампа ими будут сказаны какие-то слова для прессы, но вряд ли будут раскрыты детали загадочного плана мирного урегулирования, о существовании которого без подробностей говорил сам экс-президент США ранее. Просто потому, что этот план, как говорилось выше, может быть значительно шире, чем просто остановка боевых действий на Украине. И включать в себя новую систему безопасности с учетом интересов как США и ЕС, так и России, Китая и стран «глобального Юга».
С таким планом, решающим все основные сложные мировые вопросы, выиграть выборы у дряхлого оппонента, не предлагающего населению Штатов ничего нового и амбициозного, несложно. Но раньше времени заявлять о нем — значит дать возможность демократам и их сторонникам в ЕС подготовиться и вставить максимальное количество палок в колеса «мирной машине» Трампа.
Кстати, это уже началось на саммите НАТО, где участники договаривались о создании механизмов взаимодействия, в том числе по вооружению Украины, которые бы страховали нынешнюю идеологическую линию и практику от возможной ревизии после прихода к власти в США республиканцев.
Скорее всего, если такой план у Трампа имеется и Орбан именно его «обкатывал» на встречах с Путиным и Си Цзиньпином, то его публичная презентация произойдет уже осенью незадолго до ноябрьских выборов.
Между тем, перспективы мирных переговоров между Россией и Украиной в последние дни обсуждались как Новом Свете, так и в России, и на Украине.
Так, при всей своей жесткой позиции уходящий глава НАТО Йенс Столтенберг допустил возможность остановки конфликта по линии фронта.
«Если сейчас будет новое прекращение огня, новое соглашение, мы должны быть на 100% уверены, что на этом война закончится, независимо от того, где эта линия», — заявил он.
По его мнению, главное здесь — гарантии безопасности, предоставленные Украине, и сохранение ее западного вектора развития (а не территории — следовало из его высказывания).
Это заявление по сути совпало со словами самого Владимира Зеленского в Вашингтоне, где он заявил (уже не в первый раз за последние несколько недель), что сохранение людей и государства важнее возврата территории. Затем, правда, он сказал, что армия РФ должна выйти за границы 1991 года. В общем, тоже намек на поле для компромиссов в случае возможных переговоров.
В России же мнения на сей счет разделились. Владимир Путин и на встрече с Орбаном, и на других публичных мероприятиях заявлял, что Россия готова к переговорам, но на своих условиях. И при этом оговаривался о том, что в основу будущего документа о мире можно положить стамбульские договоренности 2022 года, — что на фоне последнего мирного плана Путина от 2024 года — тоже поле для компромиссов.
Буквально в четверг замглавы МИД РФ Михаил Галузин заявил, что Россия не собирается участвовать в следующем «саммите мира», поскольку там будут «проталкивать тупиковую и ультимативную „формулу Зеленского“, „игнорируя другие инициативы“. В то же время пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков в оценке этой инициативы Зеленского был гораздо более осторожен: РФ открыта для диалога, но необходимо понимать, о чем идет речь.
И неожиданно для многих со своим мирным планом выступил экс-президент РФ, замсекретаря Совбеза Дмитрий Медведев. Он в своем привычном «ястребином» на грани вербальных приличий стиле сформулировал такую конструкцию.
Если Украина после «смены декораций в США», то есть прихода Трампа, согласится на мирных переговорах на капитуляцию и нейтральный статус, то России нужно готовиться ко второй серии переговоров — уже настоящей — с новыми правителями Украины. Потому что после первых переговоров националистические силы сметут Зеленского («генитального пианиста», «унюханного скомороха») и придут к власти. А это ужаснет западные страны, и те откажутся от военной поддержки Украины, отдав ее тем самым в руки РФ.
В общем, план довольно сомнительный, но выступает с ним не абы кто, а человек из первой пятерки ведущих политиков России. Правда, в следующем своем посте в Telegram Медведев вернулся к своей фирменной стилистике: «Мы должны сделать все, чтобы „необратимый путь Украины“ в НАТО завершился либо исчезновением Украины, либо исчезновением НАТО. А лучше и того, и другого».