Мария Соколова
Илон Маск вновь всех ошарашил: он пообещал, что в следующем году примерно каждые два дня в космос будет отправлять по ракете. Похоже, ему не хватает новостей о том, что завтра в космос на корабле Crew Dragon отправляется полностью непрофессиональный экипаж, все члены которого еще и в открытый космос выйдут, и спасать застрявших на МКС астронавтов тоже будут на его корабле. Так уж наверняка получится впечатлить всех, даже тех, кто космосом не интересуется.
Еще не так давно количество пусков, совершенных космическими державами — Россией и США, измерялось двумя-тремя десятками на каждую в лучшие годы. Теперь все иначе. Одна частная компания SpaceX с начала 2024 года совершила 76 пусков. Получается примерно один пуск каждые 3 дня.
Это уже недостижимые для всех остальных темпы. Другие организации в США с начала года запустили еще 5 ракет, Китай — 35, Россия — только 8. Также 8 пусков совершила Новая Зеландия. Но Electron куда меньше и легче, чем наши «Союзы» и «Ангара».
Сейчас на один пуск Роскосмосом приходится почти 10 пусков SpaceX, и в следующем году этот разрыв увеличится еще больше.
Излишней скромностью Маск не отличается: он также заявил, что в следующем году его компания отправит в космос 90% всей полезной нагрузки по массе. Фактически он объявил монополизацию рынка космических запусков.
Многоразовая ракета Falcon 9 — его рабочая лошадка. Технология возврата первых ступеней, их технического обслуживания и повторных пусков уже прекрасно отлажена. Процесс поставлен на поток. Кроме того что Falcon 9 можно быстро подготовить к старту, так еще они могут вывести на орбиту большую нагрузку.
В версии с возвращением первой ступени на Землю (только так можно обеспечить такое количество пусков) она способна вывести на низкую опорную орбиту (самая низкая орбита, на которой может существовать космический аппарат и не падать на Землю) 17,4 тонны. Falcon Heavy, который в этом году заказывали только один раз, способен вывести уже 63,8 тонны.
Для сравнения: «Союз 2.1б» способен вытащить на орбиту только 2,8 тонны, «Ангара-А5», которая в этом году впервые была запущена с космодрома Восточный, — 24,5 тонны, «Протон-М» — 23,7 тонны. Только если «Ангара» и «Протон» летают в лучшем случае по разу в год, то Falcon 9 уже впору сравнивать с ходящим по расписанию рейсовым автобусом.
Если в следующем году Маск сможет совершить 180 пусков, то масса полезной нагрузки может превысить 3 тыс. тонн! Масса МКС, кстати, составляет 440 тонн. В реальности массы выводимых SpaceX грузов будет меньше (иногда ограничителем по загрузке ракеты выступает имеющийся под обтекателем объем, иногда надо тащить с собой много топлива, чтобы спутник потом мог долететь до нужной орбиты), но все равно это очень много.
Услуги SpaceX выглядят очень привлекательно: ранее летавшая ракета стоит порядка 50 млн долларов (по космическим меркам это дешево), летают они часто — можно подобрать подходящую дату, и никакие санкции не омрачают сотрудничества.
Но все же 57 пусков из этих 76 — это вывод на орбиту спутников Starlink, обеспечивающих доступ в Интернет, от той же компании SpaceX. Сейчас на орбите находится порядка 6 тыс. таких спутников. Илон Маск сам создал ракету для частых полетов и сам же ею пользуется. Без запуска этих спутников связи США отправили бы в космос с начала 2024 года только 25 ракет — меньше, чем Китай.
Ситуация на орбите сейчас напоминает древнюю китайскую игру го: каждый игрок должен расставлять на доске камушки своего цвета так, чтобы занять как можно больше пространства и не дать противнику возможности занимать свою территорию.
Кто раньше занял орбиту, тот и победил. Космос очень большой, но место на околоземной орбите все-таки ограничено. И расположить свои спутники на орбитах, близких к орбитам Starlink, будет непросто — слишком высок риск столкновения. Захотите создать свою группировку спутников связи — а это место уже занято.
О росте вероятности столкновения со спутниками Starlink в 2021 году предупреждал генеральный конструктор Системы контроля космического пространства Виталий Горючкин.
— Рост группировки Starlink приводит к увеличению числа низкоорбитальных космических аппаратов в несколько раз, то есть ситуация уже достаточно острая. А с увеличением группировки пропорционально увеличится вероятность столкновений.
Действительно: работы по уклонению от других объектов у этих спутников хватает. Из отчета Федеральной комиссии связи США (FCC) следует, что с 1 декабря 2022 года по 31 мая 2023 года спутники совершили 25 тысяч маневров, чтобы избежать столкновения с объектами на орбите, включая мусор и другие спутники. Каждый день спутники Starlink совершают порядка 140 маневров.
Пока удается уклоняться. Но вскоре это делать будет сложнее — 5 августа Китай начал выводить на орбиту собственные спутники G60 Starlink. Как видно из названия, по своей сути они копируют спутники Маска. Всего группировка будет состоять из 12 тыс. спутников.
В России тоже есть свой космический интернет — его обеспечивают 9 спутников серии «Экспресс» и 4 спутника серии «Ямал». Спутников мало — это означает, что они должны летать высоко (геостационарная орбита на 40 тыс. км против 500–540 км у Starlink), чтобы покрыть как можно большую территорию.
А большое расстояние означает низкую скорость передачи данных. На большинстве тарифов скорость ограничена 5–10 Мбит/с. В реальности скорость ограничена вашим местоположением. Спутник на геостационарной орбите никуда не может сдвинуться, а Starlink постоянно летает над головой, и клиентский терминал автоматически подключается к тому, от которого сигнал лучше.
И пока это максимум для РФ. В июне в Роскосмосе заявили, что у госкорпорации нет денег на постройку четырех геостационарных спутников связи из шести, запланированных в рамках Стратегии развития отрасли связи до 2035 года.
Можно смеяться, что у Маска большинство заказов ненастоящие, не от сторонних клиентов, но и такая схема работает: ракеты дешевеют, а космос завоевывается.