Posted 22 августа, 15:24
Published 22 августа, 15:24
Modified 22 августа, 15:26
Updated 22 августа, 15:26
Мария Соколова
В компании SpaceX Илона Маска уточнили дату запуска корабля Crew Dragon в рамках миссии Polaris Dawn: все случится 27 августа. И это будет знаменательное событие — новейшее слово в освоении космоса. Нового здесь будет действительно много.
Сами по себе полеты пилотируемого корабля Crew Dragon уже стали обыденностью. Сейчас готовится девятая миссия на МКС — она должна стартовать 24 сентября. По плану на корабле должны отправиться три американских астронавта и один российский космонавт. Но, возможно, в составе экипажа отправятся только два человека — оставшиеся два места будут свободны для застрявших на МКС из-за поломок корабля Starliner Бутча Уилмора и Суни Ульямс.
Но в том и дело, что современные пилотируемые корабли, что российские, что американские, воспринимаются как маршрутка от космодрома до МКС, которая летает совсем невысоко — 400 км от поверхности Земли.
А сейчас планируется первый из трех самостоятельных полетов в рамках миссии Polaris Dawn. 4 человека проведут на борту Crew Dragon 5 дней без всяких заходов на МКС и многое сделают впервые.
Все космические станции летают невысоко над Землей: советский «Салют-7» имел высоту орбиты в 475 км, американский Skylab времен холодной войны должен был работать на высоте 435 км, станция «Мир» обращалась вокруг Земли на высоте 358 км, МКС — на 408 км.
Люди не отдалялись от Земли с декабря 1972 года, когда была совершена последняя лунная миссия «Аполлон-17» (всего на Луне люди побывали 6 раз).
Высота орбиты корабля Илона Маска должна достигать 700 км — впервые за 52 года люди поднимутся так высоко. Для спутников такая высота не проблема, но люди — совсем другое дело. Траектория полета корабля будет пресекать так называемый пояс Ван Аллена — зону повышенной радиации. Это означает, что защита от радиации людей должна быть особенно сильной, — хорошая проверка перед полетами на Луну и Марс.
Капитаном корабля станет вовсе не профессиональный астронавт NASA, а миллиардер Джаред Айзекман. Вместе с ним отправятся подполковник ВВС США Скотт Потит и инженеры SpaceX Сара Джиллис и Анна Менон. Последняя заодно выполняет роль врача.
Айзекман уже летал на Crew Dragon в рамках оплаченной им же миссии Inspiration4 2021 года (остальные члены экипажа летят впервые). Тогда на 3 дня в космос отправились 4 человека: помимо Айзекмана, полетели предпринимательница Шан Проктор, победивший в лотерее Кристофер Семброски и Хейли Арсено — ассистент врача из детской больницы, специализирующейся на лечении лейкемии и лимфом. Целью полета стали сборы 200 млн долларов для детской исследовательской больницы Святого Иуды в США. При этом не уточняется, сколько Айзекман заплатил за полет.
Джаред Айзекман известен как создатель компании Shift4 Payments, которая занимается интегрированными решениями для обработки платежей. Но не только на финтехе Айзекман сколотил капитал — в 2011 году он стал сооснователем крупнейшей в мире военно-воздушной компании Draken International. Во флоте этой ЧВК числятся 150 истребителей, включая F-16.
Об участии ЧВК Draken International в военных конфликтах не уточняется, но у компании есть контракты с ВВС США на участие в учениях и оказание ближней воздушной поддержки.
Базовая программа типична для любого космического полета: научные исследования, испытания системы жизнеобеспечения, мониторинг условий для пребывания людей.
Но на третий день полета все 4 члена экипажа совершат выход в открытый космос! Никогда раньше новички без опыта космических полетов не выходили в открытый космос. Вся программа выхода рассчитана на 2 часа: сначала выходит одна пара астронавтов, потом ее сменяет вторая пара.
Немало сюрпризов может преподнести новый скафандр EVA. Никогда раньше люди не выходили в открытый космос в скафандрах от SpaceX. На МКС для работ за бортом есть скафандры от Роскосмоса, которыми пользуются российские космонавты, и скафандры от NASA для американцев.
Скафандр EVA имеет массу отличий от скафандров IVA, в которые облачают людей на Crew Dragon. Главная задача скафандра во время полета к МКС и обратно — обеспечить защиту в случае разгерметизации космического корабля. А скафандр для выхода в открытый космос должен еще не сковывать движения и обладать как минимум развитой системой терморегуляции: на солнце поверхность скафандра может прогреваться до +60 градусов, а в тени остывать до -100 градусов.
Что бывает, если не учесть сразу все факторы, наглядно показал выход в космос Алексея Леонова в 1965 году: в космическом вакууме его скафандр раздулся, потерял гибкость и перестал помещаться в шлюзовую камеру. Чтобы вернуться на корабль, Леонову пришлось приложить немало усилий и спустить в скафандре давление до 0,27 атм. Такое низкое давление наблюдается, например, на высоте порядка 9500 метров над уровнем моря, где летают самолеты.
А скафандр от SpaceX по-настоящему инновационный. Помимо проекционного дисплея на стекло визора (прямо как в фантастических фильмах), он отличается очень компактными размерами. Традиционный скафандр — это очень громоздкая конструкция, а EVA больше похож на простой комбинезон.
Риск повышается за счет схемы выхода в открытый космос: мы привыкли, что люди покидают космическую станцию по очереди через специальный шлюз. Это советская схема, которая применялась еще на «Восходе-2» Леонова. Она же применяется и на МКС. Но американцы раньше из своих отсеков выходили с полной разгерметизацией салона — они просто надевали скафандры, открывали двери и покидали корабль. По возвращении кабину корабля заново наполняли кислородом из баллонов.
Такая же схема будет применяться и в Crew Dragon — разгерметизирован будет весь корабль, и все 4 члена экипажа окажутся в равных условиях.
Никогда не бывавшие в космосе люди будут испытывать никогда не бывавший в космосе скафандр и впервые за полвека зайдут в зону повышенной радиации. Если все пройдет успешно, то эта миссия выведет пилотируемую космонавтику на новый уровень.
Она покажет, что космический полет за пределы привычной и безопасной 400-километровой орбиты и сложные операции вроде выхода в открытый космос доступны людям даже с минимальной (по меркам космонавтов) подготовкой и без опыта. Это будет большой шаг в освоении космического пространства, и совершит его частная компания на деньги частного инвестора.
Тем временем Роскосмос откладывает летные испытания корабля «Орел» до 2027 года, а NASA все гадает, как вернуть застрявших на МКС астронавтов, прилетевших на корабле от корпорации Boeing.