Елена Петрова
Аккурат к своему дню рождения бывший банкир Morgan Stanley и нынешний первый замминистра энергетики Павел Сорокин сделал подарок российским автомобилистам. Экспорт бензина, который был разрешен в июне и продержался два месяца, опять запрещают. Власти надеются, что смогут остановить рост цен на топливо.
Как всегда, чиновников интересует не оптовый рынок, а АЗС. Нефтяные компании не захотели сдерживать цены на уровне инфляции, и, как результат, им опять запретят торговать за границей. Год назад, когда действовал старый запрет, цена за баррель не превышала 74 долларов. Сейчас бочка стоит 87 долларов. Если Иран нападет на Израиль, черное золото станет еще дороже — только на объявлении об убийстве лидера ХАМАС котировки на Brent выросли сразу на 3 доллара. Поступления в бюджет даже при сокращении поставок можно будет поддержать на приемлемом уровне.
Для эксперта ТЭК Кирилла Родионова новый виток запретов — это бег по кругу:
«Нефтяники после 7 мая 2024 г. перестали сдерживать цены, на что регуляторы ожидаемо ответили запретом на экспорт, который будет действовать с августа по октябрь 2024 г. включительно. Скорее всего, в этот период на рынке наступит определенная стабилизация, что позволит нефтяникам добиться отмены запрета на экспорт, после чего цикл роста цен повторится вновь».
У топливных властей России в руках есть два инструмента — демпфер и запрет. Пока запрет действует, цены могут погодить с ростом, но снижения не ждут даже самые наивные. А в ноябре запрет опять отменят, и все пойдет по новой. Нефтяной рынок России живет по формуле из «Джентльменов удачи»: украл — выпил — в тюрьму. И так по кругу. Некоторые эксперты давно призывают власти начать реформирование отрасли, но чиновники на это решиться не могут. А вдруг станет еще хуже?
Несмотря на отраслевые договоренности, цены на топливо на российских автозаправках все-таки перешагнули порог инфляции. Больше всего в этом году подорожал бензин — с начала года цены выросли на 5,2%. Дизель, давно перешагнув отметку в 60 рублей за литр, тоже дорожал, но медленнее. Теперь литр солярки стоит 66,53 рубля.
АИ-95 и АИ-92 начали свой рост в мае, когда нефтяные компании перестали соблюдать джентльменские договоренности с Минэнерго и отпустили цены на своих заправках. Из 5,2% повышения 4% пришлись на последние три месяца. Теперь 95-й в среднем по стране стоит выше 57 рублей за литр, а 92-й пересек границу в 52 рубля.
В Московском регионе «средняя температура по больнице» от Росстата не действует. Дешевле, чем за 58 рублей за литр, в столице и области 95-го бензина нет. Некоторые заправки — «Газпромнефть», «Лукойл» — торгуют уже от 61 до 63 рублей за литр АИ-95. Также в Москве нет ни одной заправки, где бы АИ-92 был дешевле 53 рублей за литр.
Несмотря на все уверения властей, топливо за год существенно подорожало и превысило кризисные значения августа-сентября 2023 года. Сравните сами: в августе 2023-го Росстат сообщил, что литр АИ-92 по стране стоит 49,99 рубля, АИ-95 — 54,58 рубля, АИ-98 и выше — 65,34 рубля, дизеля — 59,27 рубля.
Таким образом, 92-й и 95-й стали сейчас дороже на 3 рубля, а «несильно подорожавший» дизель — и вовсе на 6 рублей.
У властей, судя по всему, нет задачи сделать бензин в рознице дешевле. Единственная цель, которую, скорее всего, преследует Минэнерго, — остановить рост цен на фоне подорожавшей нефти на мировых рынках. Вице-спикер Госдумы Борис Чернышов опасается, естественно, за внутренний рынок:
«Такой механизм совершенно не годится, потому что ставит наших потребителей в положение второго сорта по отношению к иностранным потребителям. Пока внутри не решена проблема нехватки топлива, нельзя делать упор на экспорт. И задача государства — создать правильные стимулы для этого. Это могут быть либо повышенные экспортные пошлины, либо требование в приоритетном порядке наполнять внутренний рынок».
Минэнерго с такой постановкой вопроса согласиться не могло. 75% в себестоимости продукции нефтяных компаний — налоги и пошлины. Требование в приоритетном порядке наполнять внутренний рынок невыполнимо без санкций и рестрикций. С этим топливные власти явно не торопятся. Кто хочет ссориться с нефтянкой, если они могут взять и отпустить цены на топливо, добиваясь, например, лучших условий демпфера, что и произошло в мае? Тогда уж лучше запрет на экспорт бензина. Это мера временная, и с ней можно играть. Будет хуже — введем, станет получше — дадим нефтянке заработать на экспорте.
«Эта мера была ожидаемой, про нее говорили давно. Основная ее цель — остановка роста цен, чтобы сбалансировать объем предложения на внутреннем и внешнем рынке. Такая мера уже применялась прошлым летом. Тогда важно было сблизить цены на нефтепродукты в России и за ее пределами. Речь не об увеличении предложения, а об остановке роста цен», — напоминает начальник аналитического отдела ИК «РИКОМ-ТРАСТ», к. э. н. Олег Абелев.
Вопрос, что будет с бензином за пределами нового запрета, сейчас не стоит вообще. У нефтяной отрасли, которая формирует 30% доходной части бюджета, много проблем, связанных с СВО и санкциями. Пока еще вертикально интегрированные нефтяные компании ремонтируют НПЗ, подвергшиеся атакам украинских дронов, за свой счет. Вопрос о том, кто должен охранять заводы от новых атак, повис в воздухе. Если военные действия продолжатся, то разговор о комплексах ПВО «Панцирь» возобновится безо всякого сомнения. Лягут расходы на нефтянку, жди нового повышения цен. Будут новые санкции против экспорта, они также отразятся на внутреннем рынке.
В Думе впервые заговорили о том, чтобы ввести в регулирование продаж топлива внутри страны больше рынка. Независимые трейдеры и АЗС могли бы покупать значительно больше нефтепродуктов на рынке. Робкое предложение повысить торги с 13 до 20% реакции у Минэнерго и правительства не вызвали, а зря. Не нам им говорить, что увеличение товара ведет к его удешевлению. Но пока властям удобнее работать в схеме жесткого регулирования. Так им будет спокойнее.