Posted 22 июня, 07:46
Published 22 июня, 07:46
Modified 22 июня, 09:09
Updated 22 июня, 09:09
Елена Петрова, Татьяна Свиридова
Новый европейский пакет санкций не принесет российской газовой отрасли новых неприятностей. Это стало понятно из утечек, которые появились в европейской прессе перед саммитом ЕС, на котором и должны объявить о новых ограничениях против России.
Из всего первого перечня ужасов, которые попали в СМИ — санкции против «Арктик СПГ-2», санкции против «Мурманск СПГ», санкции против «Арктик СПГ1 и 3», все — проекты независимого производителя газа Леонида Михельсона и Геннадия Тимченко «Новатэк», а также против «Ямал СПГ», совместного с Газпромом предприятия. По концовке под запрет попадет относительно невинная для российского ТЭКа перевалка СПГ с танкера на танкер.
Обо всем остальном европейцам договориться, видимо, не удалось. В компрадорских настроениях была заподозрена не только Венгрия, что, впрочем, никого не удивило, но и даже Германия. Канцлеру Шольцу пришлось выслушать обвинения в том, что потеря части рабочих мест на терминалах СПГ для него важнее, чем европейская солидарность. Немцы возмущались и доказывали, что их терминалы с Россией никак не связаны. Все дело в попытке предотвратить обход санкций через Казахстан, при чем здесь СПГ.
С пакетом в Брюсселе торопились сильно. Дело в том, что с 1 июля на полгода все тот же Виктор Орбан принимает председательство в ЕС. Все решения в Союзе принимаются единогласно. Это требует больших компромиссов и огромного количества согласований.
Однако если председательствующая страна не то что не будет суетиться, но и даже намеренно будет заострять противоречия между партнерами, то европейские «лебедь, рак и щука» никогда между собой не договорятся, особенно, относительно Украины и России.
Впрочем, новая попытка наказать Россию может быть болезненной, если рассматривать персональные санкции. Для ТЭК на этот раз все обошлось. Почему мы так считаем?
Перевалка СПГ в европейских портах
Эксперты нефтегазовой отрасли, с которыми «НИ» обсудили предстоящие рестрикции, более чем спокойно относятся к инициативе ЕС запретить перевалку российского СПГ в европейских портах. Речь идет о газе, который Новатэк поставляет в Азию. Поскольку Северный морской путь для «Арктик СПГ -2» закрыт по той причине, что танкеров ледового класса у компании нет. Все попытки заказать новые суда у корейцев, китайцев и даже на родной «Звезде» оканчивались неудачей.
Японские акционеры «Арктик СПГ -2» не смогли выполнить обязательства по оплате и предоставлению танкеров для вывоза СПГ с завода на Карском море — им отказали верфи Южной Кореи, где изначально был размещен заказ. Из-за американских санкций против детища Леонида Михельсона иностранные партнеры, кроме китайцев, объявили форс-мажор.
Китайские верфи, куда обратился Новатэк, сослались на загруженность и сроки. Но причина явно в другом — вчера стало известно, что китайская компания, которая пообещала построить электростанцию, которая необходима для запуска второй и последующих мощностей завода СПГ, отказалась от заказа.
Китайцы и русские — конечно, братья навек, но вторичные санкции США опасны для любого предприятия, которое пользуется корреспондентскими счетами в Нью-Йорке, или имеющего партнеров или заказчиков за океаном или в Европе.
«Звезда» приняла заказ, но с прошлого понедельника она сама под санкциями в части строительства не только одного готового, но двух в стадии ближайшей готовности и 4- танкеров, которым даже не дали названия.
Иными словами, СПГ Новатэк возит через незамерзающий порт Мурманска. Однако из 100% поставок с другого, неподсанкционного проекта «Ямал СПГ» в Азию отправляются от 10 до 20%, остальное потребляет Европа.
Вообще, перевалка с судна на судно, которое планируют запретить европейские власти — весьма экзотический для газа способ продажи. Он хорошо известен и применяется в нефтяной торговле, на что неоднократно жаловались власти США и приводили в пример «нехорошую» Испанию, которая разрешала такой способ перегрузки у своего порта Сеута в Гибралтарском проливе, или Грецию.
Директор по исследованиям и развитию Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев не видит большого ущерба для Новатэка в связи с этой санкцией:
— Запрет перевалки никак не отразится на объёме поставок. Это довольно редко используемый в мире элемент поставки. Это стандартная ситуация для нефтеналивных грузов. Даже технологически это более актуально. Я думаю, что это такой превентивный запрет, который не влияет на текущую ситуацию и вряд ли повлияет на будущую. Новатэку необходим, как он и планирует, полноценный терминал в Мурманской области и на Камчатке. При наличии перевалки в Мурманской области газовозов достаточно.
Ни трубопроводный газ, ни сжиженный из России в Европе не запрещен. Даже если часть поставок не попадет в Азию, она просто останется в Европе, говорит эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович:
— Если не будет запрета на поставки российского СПГ ЕС, то тот объём газа, который сейчас идёт в Азию через перевалку в Европу, скорее всего будет идти непосредственно в Европу. То есть, если сейчас 80% с «Ямал СПГ» идёт прямо в Европу, то будет идти 90%. До того периода, пока не будет запрещена продажа российского СПГ Европейским Союзом.
Для европейцев эта мера пойдет даже в плюс. Сейчас на европейском спотовом рынке наблюдается легкий профицит. С 2025 года ситуация после ввода американских новых мощностей по сжижению сланцевого газа изменится, и эксперты предрекают нарастающий профицит топлива.
А пока европейские страны получат больше газа, и цены на голубое топливо будут снова снижаться.
Для российских поставщиков СПГ потери составят не более 10%, но это даже не «синяк под глазом», а легкая царапина, поскольку речь шла о запрете инвестиций в российские крупнотоннажные заводы СПГ новый проект в Кольском заливе, а также санкции против «Ямал СПГ». После таких ударов Новатэку осталось бы только побороться с Газпромом за газификацию Чукотки.
На фоне старшего брата по газу — Газпрома, который после худшего в новейшей истории компании результата прошлого года потерял 629 миллиарда общего дохода, 1,2 триллиона рублей от добычи и продажи газа и 85% экспорта на европейском рынке, у Новатэка ситуация пока намного проще.
— Новатэк до сих пор не платит экспортную пошлину за сжиженный газ. Сжиженный газ Новатэка по-прежнему экспортируется. По мере развития событий мы будем понимать, решается ли задача с запуском «Арктик СПГ 2» в нормальном режиме или нет. Если запуск будет оттягиваться из месяца в месяц, из года в год, конечно, будут проблемы с капитализацией. Возможно, в будущем ещё какие-то события произойдут. Посмотрим, нагрузят ли Новатэк обязанностями по социальной газификации, — перечисляет будущие препятствия для независимого производителя газа Станислав Митрахович.
Алексей Белогорьев считает, что нынешние сложности Новатэка уже отразились на стоимости акций компании. «Черный лебедь» для него еще не прилетел, говорит эксперт. Компания Леонида Михельсона подешевеет, если страны ЕС объявят полное эмбарго на российский сжиженный газ, а это раньше 2026 года не произойдет:
— Года полтора у Новатэка есть в запасе. Но это достаточно предсказуемое событие. Оно частично уже заложено в акциях. Это вряд ли будет шоком. Второе событие — введение жёстких санкций со стороны США против «Ямал СПГ». Это тоже может произойти ближе к 2026 году, когда на рынке сформируется предложение можно будет безболезненно для цен снизить российский экспорт. Это может повлиять негативно на стоимость акций. Пока я думаю, что в капитализации учитывается нормальная полноценная работа «Ямал СПГ». Это один из якорный проектов Новатэка, который даёт компании устойчивость.
Снижения продаж газа эксперты не ожидают, и хотя отставание по мощностям большое, общий экспорт будет расти.
Кто, кроме Европы, может покупать российский сжиженный газ?
Если российские производители теряют рынки сбыта на Западе, но в рамках поворота на Восток указывается главный покупатель — Китай. В случае с сжиженным газом ситуация аналогичная с другими отраслями.
Станислав Митрахович напоминает, что Поднебесная — очень большой потребитель газа. Стратегически это верно, однако трудности с более дешевым газом из России — трубопроводным и нежеланием Китая тянуть новую ветку заставляют производителей СПГ обращаться к другим возможным покупателям.
Во время своего визита во Вьетнам президент Путин несколько завуалированно упомянул о возможном участии российских компаний в проектах СПГ и продаже российского сжиженного природного газа Вьетнаму. И Новатэк, со стороны газовой отрасли, и Зарубежнефть, со стороны нефтянки, уже несколько лет прощупывают возможности сотрудничества с коммунистическим государством.
— До какой степени готовы проекты, сказать сложно. Новатэку сейчас нужно решать задачи, связанные с «Артик СПГ-2», который до сих пор не может отгружать газ коммерческий, потому что нет танкеров. Если проблемы с танкерами у Новатэка будут решены, можно будет решать вопросы и с Вьетнамом, и со всем остальным. Зарубежнефти проще, потому что с нефтью вообще всё проще делать. Нефтяного оборудования, нефтяных танкеров в мире больше, понятно как их строить. Ситуация более понятная, чем с газом, — говорит Станислав Митрахович.
У Алексея Белогорьева есть большие сомнения, что Новатэку есть что делать во Вьетнаме. В октябре прошлого года в стране был введен терминал на 1 млн тонн. Есть планы расширить его до 3 миллионов тонн. Его стране после расширения хватит. Вьетнам потребляет в год 7 млрд кубометров газа в год, поэтому 3 млн тонн СПГ хватит с запасом.
— Я не вижу смысла строить там новый терминал по приёму в ближайшие годы. Скорее всего, речь идёт о том, что Новатэк рассматривает возможность увеличения спроса на газ, может быть, будет участвовать в строительстве газовой генерации, в пакетном решении, где будут, в том числе, поставки российского СПГ. Такое возможно. Я не очень понимаю, что ещё Новатэк может делать во Вьетнаме. Вряд ли он будет участвовать в проектах на Вьетнамском шельфе. Там уже участвует Зарубежнефть.
Индия для российского нейфтегаза продолжает оставаться «твердым орешком». Проблемы с платежами, с которой столкнулись экспортеры нефти, вполне могут перейти и на поставщиков СПГ, считают эксперты. Тема с миллиардами долларов, которые зависли в Индии из-за того, что рупии — неконвертируемая валюта, не кажется решенной.
Время от времени раздаются голоса то из банковского сектора, то из ВПК, а то и из инвестиционных компаний, что проблема решается. Однако история с продажей мраморной говядины компанией Хуавей не вселяет оптимизма. Вряд ли Новатэк захочет получать мясо вместо СПГ, хотя надо сказать, что его хранение в условиях Крайнего Севера будет весьма экономически интересным.
Газ самая большая демократия мира использует не для производства энергии, а в основном для производства удобрений. Помимо угля, возобновляемая энергетика играет в Индии большую роль, а закупки газа топчутся на месте, хотя поставщики меняются регулярно.
— Индия очень чувствительна к ценам, поэтому если Новатэк будет готов продавать СПГ с дисконтом, то да. Может повториться ситуация с поставками нефти. Там российской нефти почти не было, а потом за счёт использования дисконтов Россия стала доминирующим поставщиком. Индия активно использует спотовые краткосрочные поставки. У неё есть долгосрочные контракты на поставку, но она довольно много закупает на споте, — указывает Алексей Белогорьев.
Индия представляется более перспективным рынком для российского СПГ, но если будут выполнены 4 условия: если Новатэк запустит мощности, если он найдет танкеры для вывоза продукции; если согласится продавать намного дешевле, чем в Европу. И последнее условие — если все три предыдущих будут выполнены быстро. В противном случае, рынок могут забрать американские или катарские компании, или дисконт будет еще больше.