Posted 13 июня, 10:41
Published 13 июня, 10:41
Modified 13 июня, 12:45
Updated 13 июня, 12:45
Елена Петрова
Новый список американского Минфина включает как юридические, так и физические лица, всего в нем триста позиций. Помимо россиян, туда вошли иностранные компании, которые помогают российским обходить введенные против в них ранее ограничения. Тема вторичных санкций прослеживается на этот раз четко — кто будет помогать россиянам, сам попадет в опалу.
Любимая цель американской администрации — Новатэк — также на месте. Пока санкции не коснулись действующего СПГ-проекта компании — «Ямал СПГ», однако новые проекты Леонида Михельсона от Мурманска до Обской губы перечислены. Эксперты считают, что о крупнотоннажных заводах по сжижению газа в России можно забыть.
Санкции против российского газа по-прежнему никто не вводит, ни США, ни Европа. И трубопроводный газ, и сжиженный можно продавать. Но это мало помогает компании Новатэк. Под запретом уже несколько месяцев находится новый проект «Арктик СПГ-2». Первая очередь уже может работать, но возить готовую продукцию в Европу (где и находятся главные покупатели независимого производителя СПГ) нечем.
Крупнотоннажные производства, подобные «Арктик СПГ-2», «Ямал СПГ» и «Сахалин 2», никто не строит в одиночку. Это многомиллиардные проекты, в которых участвуют профильные инвесторы из разных стран. Соответственно делятся задачи в проекте и оплата долей. За производство танкеров ледового класса отвечали японские компании, которые строили суда на верфях Южной Кореи. После объявления форс-мажора по арктическому проекту японцы получили отказ из Сеула.
Новатэку пришлось искать другие верфи, которых немного, а способных построить танкеры ледового класса — по пальцам одной руки пересчитать. Китайцы отказали, осталась российская «Звезда» на Дальнем Востоке.
Из построенных под санкциями оказался один танкер «Алексей Косыгин». Два других — «Петр Столыпин» и «Сергей Витте» — заложили недавно.
Помимо тех судов, которые уже получили названия, американцы не забыли еще 4 танкера. Имени у них еще нет, а санкции — уже есть.
Большие надежды Новатэк возлагал на новый проект «Мурманск СПГ». ООО было учреждено в конце 2023 года. Как известно, море в Мурманске не замерзает, поэтому акционеры надеялись обойтись без танкеров ледового класса. План был построить завод мощностью 20 млн т в год. Теперь против этой инициативы введены санкции.
И чтобы уж совсем не расслабляться, США заблокировали два других проекта Новатэка «Арктик СПГ 1» и «Арктик СПГ -3», у которых было сразу несколько лицензий на добычу в Обской губе. Даже если эти названия, кроме специалистов, до вчерашнего дня и не были широко известны, сегодня они стали историей, считает аналитик Кирилл Родионов:
«Включение этих активов в SDN-лист лишний раз доказывает технологическую уязвимость российской СПГ-отрасли: вне зависимости от судьбы „Арктик СПГ-2“, реализация последующих крупнотоннажных СПГ-проектов в России невозможна при действующем санкционном фоне».
Американцы хорошо проработали свой список. За два года санкций заметно, как методично прорабатывается вся цепочка от планов по производству до клиентов. Под блокирующие санкции попали ЗАО «Мекаминефть» — производитель оборудования для нефтедобычи, ООО «Газпром Инвест» — единый заказчик для инвестпроектов Газпрома от геологоразведки до транспортировки и хранения газа.
Так под удар уже попала «Сила Сибири — 2», о которой еще даже не успели договориться с китайцами. «Не забыли» за океаном и газификацию России. Теперь ООО «Газпроммаш», который производит оборудование для доставки газа от магистрального трубопровода до конечных потребителей, вошел в SDN-лист.
Минфин США включил в санкционный список компании, которые осваивают Эльгинское месторождение коксующегося угля в Якутии. Это месторождение особенно важно для России, поскольку оно располагается близко к азиатским рынкам, а транспортировка угля не завязана сильно на перегруженную Транссибирскую магистраль. Коксующиеся угли используются в металлургии, которая активно развивается в Индии. В отличие от энергетических углей, цена на которые падает так, что прибыль российских угольных магнатов сократилась в прошлом году на 90% и ниже, цена на коксующиеся угли остается стабильной.
В Якутии возводится целый угольный кластер. Помимо обогатительных фабрик, владельцы месторождения строят свою железно-дорожную ветку, которая должна быть пущена в 2025 году.