Алина Шувалова
О произошедшей трагедии жительница Мегиона написала пронзительный пост в соцсетях.
«В нашу семью пришла беда, умерла мама. При обращении в муниципальную организацию по поводу могилы нам ответили: „На данный момент выкопанных могил нет, когда будут неизвестно, — может быть, к концу недели, потому что нет отсыпанного места, где их копать“», — рассказала Оксана.
После того, как озвученная жительницей проблема разошлась по соцсетям и собрала множество сочувственных откликов, похоронщики все же нашли «закуточек» для размещения могилы усопшей.
«Но предложили копать самим, либо за очень большие деньги. Мы двое суток копали. В итоге сегодня маму похоронили. В данный момент на кладбище работает техника по отсыпке мест захоронения, но я даже боюсь представить, что будет весной с захоронениями, которые сделают в этой отсыпке», — рассказала Оксана.
Жалоба на «кладбищенский беспредел» возмутила жителей Мегиона.
«Это ужас, что творят. Осенью тоже хоронили. После нас, дней через 5, похоронили другие люди. Так ритуальщики, в прямом смысле, втиснули между двумя могилами еще одну, что нарушает закон о захоронении. Между могилами расстояние полшага. Если мы даже аккуратно будем стоять, то велика вероятность того, что „наступим на голову“ на другой могиле. Семье соболезнования», — поделилась горьким опытом одна из жительниц.
Узнав о ЧП на кладбище, люди написали в пабликах множество гневных откликов по поводу произошедшего.
«Бардак полный. Хоронят, как попало. То с одной стороны, то с другой, потом в середине, потом где придется. Никаких опознавательных знаков нет, ни номеров рядов, ничего. Люди, кто уезжают из города, приехав потом на могилки, попросту не могут их найти. Почему, когда новое кладбище делали, нельзя было хотя бы ряды как-то обозначить? Всё как попало», — посетовали ее земляки.
Проблема оказалась настолько болезненной и эмоционально близкой многим горожанам, что власти не смогли ее игнорировать.
Как заявил в социальной сети «ВКонтакте» глава города Алексей Петриченко, он встретился с семьей, которую заставили рыть могилу своими руками.
«Сожалею, что в такой эмоционально тяжелый период им пришлось столкнуться с такими трудностями», — написал мэр. Он принес семье соболезнования и заявил, что дал «строгие указания» специализированной организации «по недопущению подобных ситуаций впредь».
Виновных в произошедшем он пообещал наказать.
«Должностные лица, допустившие такую ситуацию, будут привлечены к дисциплинарной ответственности. Ситуация на моём личном контроле», — заверил чиновник.
Он добавил, что в течение ближайшего года кладбище будет расширено для размещения дополнительных 800 могил. Этого резерва должно хватить примерно на два года. На проведение работ по подготовке территории выделено 25 млн рублей.
Чиновник разъяснил, что по действующим правилам, основанным на нормах Федерального закона №68 «О погребении и похоронном деле», родным усопшего для предания тела родственника земле предлагается выкопанное место на отсыпанном участке либо место на территории уже существующих захоронений.
«В последнем случае требуется ручной труд по копке. Это может сделать та же похоронная организация, либо родственники самостоятельно, в том числе с привлечением других компаний. При этом, им положены компенсационные выплаты в рамках гарантированного перечня», — пояснил он.
Общий размер выплаты составляет 11691 рубль, из них на погребение — 6270 рублей. Если покойный был пенсионером, то родственникам для получения выплаты необходимо обратиться в Пенсионный фонд. В случае смерти работающего деньги выплатит работодатель. А если скончался трудоспособный человек, который не работал, то компенсацию семье выдаст Агентство социального благополучия.
Несмотря на достаточно быструю реакцию властей, жители раскритиковали действия чиновников. Они выразили недовольство беспорядком на погосте и «зверскими» расценками муниципальных ритуальщиков.
«На кладбище творится бардак, ответственных лиц не найти, а как деньги драть — так каждый из них готов ручки подставить», — возмутились жители.
Многие отметили, что тоже столкнулись с неприятностями в тяжелый момент жизни, и добавили, что не понимают, откуда берутся такие чрезмерно высокие цены на услуги похоронщиков. Некоторые посетовали, что, в зависимости от места захоронения, аппетиты ритуальщиков могут достигать 40, 70 и даже 200 тысяч рублей за одну могилу, и это, увы, — не предел.
«Структуры, которые занимаются захоронением, надо почаще контролировать, дабы люди не попадали в такие ситуации. Это недопустимо. И ещё много зависит от самих людей, от неравнодушных и желания помочь ближнему», — написали подписчики паблика мэра.
Они также выразили недовольство тем, что работы по подготовке новых участков под захоронения муниципальная служба начала вести не во время стандартного строительного сезона, а только сейчас, в разгар зимних морозов. Некоторые побоялись, что с наступлением весны захоронения, обустроенные таким образом, «поплывут».
Ранее жалобы на проблемы на кладбищах поступали из многих регионов страны.
Так, в Башкирии полиция раскрыла мошенническую сеть, которая наживалась на установке памятников ветеранам Великой Отечественной войны.
Используя поддельные документы, злоумышленники из частного ритуального предприятия получали через военкомат немалые суммы за якобы оказанные «услуги». На самом деле, никаких новых памятников и ухода за могилами не было: красивые картинки для отчетности рисовали в «фотошопе».
В Самаре в одном из гаражей жители обнаружили нелегальный морг, где трупы людей незаконно хранились в холодильниках для пищевых продуктов под вывесками «мясо» и «мороженое».
В Кургане нашли подпольный крематорий, где по ночам происходило тайное сжигание медицинских отходов, ампутированных человеческих органов и тел мертвых животных.
В Костроме силовики раскрыли сразу несколько похоронных нарушений. Первый скандал был связан с незаконной торговлей землей на муниципальном кладбище, а второй — с тайным подкидыванием отрезанных человеческих органов в гробы «невостребованных» одиноких стариков, которые умирали в домах престарелых.
После произошедшего граждане возмущались, что в такой чувствительной сфере, как прощание с покойными, во многих городах страны «творится беспредел».