Александр Куманев
Человек не самое быстрое и сильное существо на планете. У него нет ни когтей, ни яда, ни крыльев, ни грозных клыков, ни даже серьезной защиты. Одним из главных преимуществ человека является бег. Благодаря походке, строению тела и уникальным потовым железам люди способны бежать значительно дольше других видов. Некоторые животные умрут от истощения, в то время как человек продолжит преодолевать расстояние. Об этом говорит нейробиолог и автор книг Дин Бернетт в статье для журнала Science Focus.
Благодаря эволюции человек приспособился к длительным физическим нагрузкам. Развитие этой особенности вовсе не предполагает, что мы захотим пользоваться ею. Многие люди осознают важность физических упражнений и различных действий, но процесс может приносить серьезный дискомфорт. У этого явления есть весомые причины.
Во всем виноват человеческий мозг и его сложность. Американские ученые из кафедры психологии университета Южной Калифорнии в своем исследовании отметили, что принятие решений проходит четыре этапа: перефокусировка внимания, оценка, действие, анализ результата. Решающую роль в этом играет островковая кора.
Мозг устроен таким образом, чтобы избегать напрасных и нерациональных нагрузок. В островковой коре формируются цепочки для расчета усилий и ресурсов, необходимых для совершения действия, и поиска ответа на вопрос «Стоит ли оно того?»
Тренировки позволяют привести себя в форму и поддерживать состояние здоровья, но это предусматривает постоянные и значительные усилия. При этом прогресс является медленным, а результат неопределенным. Наш мозг стремится приложить минимум усилий для получения максимального вознаграждения, выбирая путь с наименьшим сопротивлением.
Существуют люди, которым занятия спортом приносят удовольствие, но они находятся в меньшинстве. Для остальных это может быть выходом из зоны комфорта и отказом от привычного образа жизни.
Фактически, регулярные физические упражнения потребляют значительные ресурсы организма ради неопределенных результатов. Вот почему наш мозг воспринимает отказ от физической активности как жизнеспособный вариант.
Делать это вовсе не обязательно, и в этом помогает сложность человеческого мозга. Он способен формировать множество целей, в том числе долгосрочных. Так, краткосрочному сиюминутному удовольствию, к которому относится и лень, человек чаще предпочитает получение большей награды в будущем. Именно это обеспечивает необходимую мотивацию и силу воли во многих интересных сценариях.
Автор статьи отмечает еще одну хитрость. В человеческом мозге заложено представление о «справедливом мире». Из этого следует, что дискомфорт и страдания позже приведут к вознаграждению. Например, усердные тренировки обычно связаны с неприятными последствиями и сильной усталостью.
Британские исследователи считают, что ассоциация «страдание — награда» уходит корнями в культуру и историю. В качестве одного из примеров исследователи приводят традицию купания студентов университета Сент-Эндрюс в Северном море 1 мая — они считают, что это позволит им получить более высокие оценки на экзаменах. В более ранних исследованиях отмечалось, что ассоциация помогала людям извлечь материальную и нематериальную выгоду, вплоть до обретения смысла жизни. В некоторых случаях людей не останавливала даже иллюзорность вознаграждения.
Бернетт приводит в пример теорию самонесоответствия, согласно которой у человека всегда есть я «фактическое» и я «идеальное». Между ними стоит я «должен». Именно «должен» можно использовать для мотивации физических упражнений и в других ситуациях. Например, если я «фактическое» — обычный человек, я «идеальное» — профессиональный спортсмен, то я «должен» — регулярные тренировки и совершенствование навыков.
Нейробиолог отмечает что в мозге есть процессы, препятствующие и помогающие физическим упражнениям. Если человек сознательно отдает приоритет второму и настраивает себя нужным образом, то у него получится сохранять мотивацию на высоком уровне. При этом на решения человека могут повлиять объективные причины: конституция тела, временные ограничения, мобильность и другие.
Доцент кафедры сравнительной психологии Института медицины и психологии Новосибирского государственного университета, кандидат биологических наук Елена Дорошева в статье, опубликованной в издании Сибирского отделения РАН «Наука Сибири», отметила, что различные проявления лени обычно связаны с защитной стратегией.
«Чувство лени может возникать в связи с рутинными, навязанными задачами. Как бы человек ни мотивировал себя, если сама задача ему неинтересна, он начинает лениться. Вариант такой лени — прокрастинация», — считает психолог.
Под прокрастинацией понимают отсрочку выполнения действий. По мнению ученых, имеет место внутриличностный конфликт между «надо» и «хочу». Причиной прокрастинации могут стать различные ограничения, в том числе внутриличностные конфликты — в таких условиях человек хочет совершить какое-то действие, но имеет невидимые препятствия. Такими препятствиями могут быть страх, боязнь ошибиться, получить негативную реакцию и осуждение окружающих. Таким образом отказ от действия становится способом избежать негативных эмоций и дискомфорта.
Не спешат действовать и люди с «навыком лени». Чаще всего их воспитывают гиперопекающие родители, которые стремятся обслуживать ребенка даже там, где он может справиться самостоятельно. В случае неудачи, такие дети быстро сдаются, предоставляя окружающим решить поставленную задачу. Перестроиться во взрослом возрасте будет крайне проблематично.
Лень может стать механизмом энергосбережения и защитой от социальной нагрузки. Если постоянно поддерживать высокий темп в работе и других аспектах жизни, то рано или поздно внутренняя «батарейка» сядет. Дорошева отметила, что уставший человек без энергии и с плохим самочувствием стремится сберечь остатки ресурсов. Это может привести к откладыванию задач. Чем хуже самочувствие, тем больше таких задач человек постарается отсрочить.
Лень может стать и стимулом творческого процесса. Например, при тяжелой работе или задачах, состоящих из цепочки действий, для человека свойственен поиск автоматизации и оптимизации процессов. Он ищет, как упростить и ускорить выполнение, для чего может использовать как приспособления, так и других людей. Такая лень позволяет достичь желаемого результата с меньшими затратами ресурсов.
«Не делать то, что скучно, не получать лишнюю нагрузку, не тратить энергию, не делать то, что страшно, делегировать полномочия — все это мы можем благодаря лени», — подытожила Дорошева.