Posted 11 декабря 2023, 08:39

Published 11 декабря 2023, 08:39

Modified 11 декабря 2023, 08:44

Updated 11 декабря 2023, 08:44

Тотальная китаизация авторынка: почему это и хорошо, и плохо

11 декабря 2023, 08:39
Китаизация российского автомобильного рынка — это не миф, это неизбежность. Последние два года китайские производители наращивают свое присутствие рекордными темпами. Дальше будет больше — машин, марок, дилерских центров. Эксперты рассказали «Новым Известиям», что нам ждать от китайского автоцунами.

Ирина Лебухова

Сегодня автомобильные бренды Китая делятся на множество суббрендов для увеличения числа дилерских центров, отмечает обозреватель и авто эксперт ИД «Новости автобизнеса» Григорий Мерлин.

«Показатели очень крутые! За январь–сентябрь 2023-го на российском рынке продано 341 тысячи китайских автомобилей — это 48% от всего объема легковушек, зарегистрированных в России за первые три квартала нынешнего года. Я думаю, что к концу года китайские марки будут не то, что превалировать, они будут гораздо выше продаж любых других брендов в стране», — подчеркнул эксперт.

ТОП китайских авто на российском рынке, по мнению Григория Мерлина, это:

-Chery;

-Geely;

-Changan.

Причем только один Chery по продажам опережает Lada, а Changan уже уверенно вытесняет европейский премиум-сегмент внедорожников.

Китай — НЕ значит «дешево»

Россияне покупают «китайцев» не из-за доступности последних. Дешевыми назвать китайские автомобили просто язык не поворачивается

Итак, почему покупаем Китай? В первую очередь, из-за дефицита автомобилей после ухода европейских концернов, имевших локализацию на российском рынке.

«Локализация составляла большой процент, машины можно было продавать с государственной субсидией и т. д. Например, Volkswagen Polo, Hyundai Solaris — производители имели здесь заводы, ну и несколько других брендов. Они ушли, заводы не работают. Toyota, Nissan. Весь диапазон тех автомобилей, которые ушедшие бренды продавали, был доступен среднему потребителю в России. Они полноценно конкурировали с Lada в низшем ценовом сегменте», — указал Григорий Мерлин.

Сейчас этих брендов на нашем рынке не осталось, на их место приходят китайцы, представляя очень широкий диапазон моделей — от седанов до крупных внедорожников. Поэтому российский потребитель и пересаживается на машины из КНР со своих европейских, корейских и японских автомобилей.

«Китаизация рынка до 22-го года проходила постепенно, но уверенно. Сейчас рынок стал почти полностью китайским, но это произошло за счет массового ухода почти всех прочих иностранных автопроизводителей. Однако тренд был достаточно явным задолго до этого», — подчеркивает автоэксперт Борис Гришин.

Китайские автомобили конкурируют с российскими, что называется, «по полной программе», однако китайцы привозят более высокий сегмент. Причем буквально.

«Например, у Lada только один автомобиль, который можно считать кроссовером — Granta Cross. Это достаточно маленькая машина, а у китайцев — кроссоверы более высокого класса, вернее, размера. Granta Cross, практически, В — сегмент, а китайцы в основном начинаются с D и далее», — объяснил Григорий Мерлин.

Что касается цены, то стоимость Granta Cross начинается с 950 тысяч рублей — это существенно дешевле, даже чем самый бюджетный кроссовер-«китаец». Так, самый «маленький» китайский кроссовер на российском рынке, Chery Tiggo 4 PRO, стоит от 1 699 000 рублей. То есть, Lada «съехала» в более низкий ценовой сегмент.

«Китайцы достаточно давно ушли из той категории, где российские машины могли бы с ними конкурировать. Даже „средняя“ категория у китайцев — это аналог среднего сегмента у японцев, например. Грубо говоря, вы можете купить китайский „Лексус“, китайскую „Тойоту“ и китайский „Мицубиси“. Это если говорить о категориях, сравнения условны. Российские же производители нацелены на самый бюджетный сегмент рынка», — добавил Борис Гришин.

Что внутри?

Начинка у Lada и того же Tiggo 4 PRO — несопоставима, отмечают эксперты.

«Tiggo 4 PRO такой современный, напичканный в базе уже всеми функциями, которые можно себе представить автомобиль, он просто размера поменьше. А Lada, она… Ну, там много чего нет. Современный потребитель все-таки хочет и большой экран, и всякие электронные системы помощи на дорогах, и т. д. Причем у китайцев есть очень серьезные внедорожники. Поэтому китайцы завоевывает потребителя: они полностью замещают японцев, корейцев, немцев во всех практически сегментах, которые те занимали», — указал Григорий Мерлин.

«Плохой китаец» в прошлом

Китайский автомобиль — больше не синоним плохого качества и непредсказуемости на дороге. Это современные автомобили, отвечающие всем стандартам, «напичканные» продвинутыми «мозгами», да еще и в весьма неплохом дизайне. Потому и отношение российского потребителя к «китайцу» значительно изменилось.

«Впервые мне на тест китаец попал лет 15 назад. И это был кошмар. ВАЗовская классика показалась бы „Мерседесом“. Следующее поколение было уже простыми, но удобными и надежными кроссоверами. Знаю людей, которые лет 10 назад приспосабливали китайцев под ралли. И вот за последние три года китайцы уверенно покорили премиум-сегмент. Настоящий „Мерседес“ лично я тестил ровно два года назад. И местами он был сделан даже небрежнее аналогичного китайца», — вспоминает Борис Гришин.

Все больше людей разного достатка пересаживаются на автомобили китайского производства, констатирует Григорий Мерлин:

«Гарантия на ушедшие бренды становится все более условная — официально она поддерживается, но фактически запчасти на двигатели и подвеску, серьезные запчасти найти очень сложно, а ждать их — крайне долго. Хотя производители официально говорили, что будут поддерживать гарантию. Россияне начали пересаживаться с этих авто. Большое значение играет возможность взять машину в кредит. Китай активно работает с кредитными программами российских банков, поэтому в купить машину достаточно доступно. Это стало намного дороже, но, с другой стороны, и немецкие машины стоили по 2-3 миллиона рублей, сейчас просто китайские столько стоят. Нет дешевых автомобилей».

Как выбрать китайский автомобиль и как его потом чинить?

Эксперты солидарны во мнении: выбирать китайское авто нужно также, как и любое другое, и главное здесь — самому сесть за руль. То есть, в первую очередь, тест-драйв.

«На картинках машина может вам нравиться, в отзывах все довольны, но конкретно вам „не зайдет“. Важно учитывать, что китайцы обожают гаджеты, управление большинства китайцев — через огромные мультиэкранные тачпады. С этим придется разбираться. И это далеко не всегда удобно. Я, например, строго предпочитаю кнопки и крутилки. Надо сказать, китайские производители внимательно относятся к пожеланиям автовладельцев», — указал Борис Гришин.

Григорий Мерлин напомнил, что сейчас существует множество обзоров на «китайцев», которые помогут определиться с кругом предпочтительных моделей.

А как быть с запчастями? Для владельцев европейских машин это настоящая головная боль, а вот для тех, у кого автомобиль производства КНР, все гораздо прозрачнее. Но есть особенности.

«В принципе, с китайскими запчастями проще. Единственная проблема заключается в том, что если ты ремонтируешь машину не у официала, то для СТО, которые раньше не занимались китайскими автомобилями, это будет достаточно сложно, потому что нужно подбирать там запчасти и так далее, но они быстро привыкают. У „китайцев“ гарантия достаточно большая, если что-то происходит с коробкой или с двигателем, то вам просто будут менять по гарантии. Это то, к чему привык наш потребитель. Гарантия должна поддерживаться не ремонтом, а, если нужно, заменой», — сказал Григорий Мерлин.

Борис Гришин советует ремонтироваться только у дилеров или специализирующихся сервисов:

«У современного китайца вы в двигатель не то что не залезете, но и скорее всего не увидите его, даже открыв капот — все закрыто кожухами. Поставки запчастей за последние годы, в целом, уже отлажены».

Софт и детали Made in China: уже дефицит

Несмотря на то, что китайский автопром захватывает Россию, авто эксперты все же уже стали говорить о том, что китайцы оказались не готовы снабжать российский рынок деталями, софтом, техкартами по ремонту, диагностическим оборудованием. Об этом заявлял автоподборщик Артем Зайцев.

«Китайцы оказались не готовы снабжать российский рынок деталями, софтом, техкартами по ремонту, диагностическим оборудованием. Нет нормальных мануалов на эти новые китайские модели. Люди не знают, как ремонтировать коробки и моторы. Это не так, как раньше было c Volkswagen, BMW и другими известными марками. Открыл программу и тебе сразу показывает, какой номер у запчасти. Все понятно и открыто. С китайцами все иначе — с электронными базами напряженка», — пояснил эксперт.

Собеседник издания добавил, что не у всех дилеров присутствуют нужные детали.

С ним согласился и технический директор международной сети автосервисов Fit Service Алексей Рузанов. Он уточнил, что сегодня в России количество китайских брендов авто превысило 200 марок.

«Однако актуальной информации по запчастям и технологиям ремонта данных машин нет. Это общая проблема на рынке постпродажного обслуживания. Нет мануалов, нет каталогов запчастей на многие новые модели китайского производства. Также азиатские производители очень вольно относятся к формированию каталогов запчастей. В техдокументации никак не отражаются и модификации моделей», — отметил Рузанов.

Эксперт указал, что все эти факторы серьезно усложняют подбор деталей, и сравнил заказ деталей с «квестом».

Подпишитесь