Правильно распределенная нагрузка и режим дня — важные составляющие для здоровья ребенка. Чтобы избежать у школьников утомления, вызванного интенсивной или длительной умственной деятельности, учебный процесс нужно построить с учетом физиологических особенности и возраста, следует из рекомендаций, впервые разработанных подведомственными Минздраву учреждениями и специалистами Роспотребнадзора.
В документе отмечается, что если ребенок подвергается чрезмерной нагрузке и при этом не может полноценно отдохнуть, то у него развивается переутомление, которое является «патологическим процессом».
Там также описали признаки переутомления:
Согласно представленному документу, чтобы полностью восстановить работоспособность, школьникам необходим более длительный отдых, лечебная гимнастика, комплексное лечение с применением лекарств.
Эксперты посоветовали строить урок, учитывая физиологические особенности детей, и разбивать его на три этапа:
Специалисты указывают, что для профилактики переутомления длительность уроков изначально может составлять 35 минут, постепенно увеличивая ее до 40. Также в рекомендациях прописан объем выполнения домашних заданий. Например, в первом классе на выполнение домашнего задания не должно уходить более часа, 1,5 часа — для учащихся 2-3 классов, два часа — для 4-5 классов. Учащиеся 6-8 классов не должны тратить более 2,5 часов, 3,5 часа — для старшеклассников.
В течение учебного дня преподаватели также могут проводить со школьниками комплекс упражнений для снятия зрительного утомления и напряжения мышц.
Ранее офтальмолог Дарья Барышникова рассказала NEWS.ru, что чрезмерные зрительные нагрузки на небольшом расстоянии приводят к развитию близорукости у школьников. Так, миопию выявили почти у 40% российских выпускников в 2017–2018 годах.
По мнению эксперта, у страдающих миопией учащихся возможна слабая успеваемость, быстро возникающая усталость глаз. Кроме того, они могут жаловаться на головные боли.
В свою очередь, первый зампреда комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова констатировала, что родители школьников стали чаще жаловаться на перегруженные учебные программы в российских школах. В результате это приводит к снижению качества образования: школьники попросту не успевают усвоить материал в учебное время и им приходится тратить время после уроков на занятия с родителями и репетиторами за счет отдыха.
Как показывают медицинские осмотры, только четверть учащихся считаются полностью здоровыми.
Весной 2021 года Институт образования ВШЭ провел исследование, показавшее, что 72% школьников чувствуют себя уставшими. По их словам, усталость проявляется еще днем, и в целом накапливается к концу четверти и в течение года, говорят социологи. Только 7% респондентов сказали, что бодры весь день. Чем старше ребенок, тем сильнее он устает, среди одиннадцатиклассников эта цифра составляет 85%, добавили исследователи. Среди причин усталости лидирует именно учебная нагрузка.
Эксперты предложили два варианта возможного улучшения ситуации: