Posted 25 ноября 2023, 07:38
Published 25 ноября 2023, 07:38
Modified 25 ноября 2023, 09:30
Updated 25 ноября 2023, 09:30
Ирина Мишина
Сегодня в российском образовании по самым скромным подсчетам не хватает 11 тыс. учителей. Такие данные озвучила вице-премьер Татьяна Голикова. В прошлом учебном году в российских школах по официальным данным не хватало 22 тысячи педагогов. Больше всего недостает учителей иностранных языков, русского языка и литературы, математики.
В Самаре дело дошло до того, что учителей из соседних южноазиатских республик решили привлекать в российские школы при помощи бесплатного жилья. «Даже при дефиците специалистов в регионе можно создать благоприятные условия и привлечь их из других мест. Например, у нас происходит миграция из стран ближнего зарубежья. Речь не идет о национальностях, не владеющих русским. Там же много русскоязычного населения живет. Есть уже сформировавшиеся специалисты с большим стажем», — заявил спикер городской думы Алексей Дегтев.
По его словам, если не изменить ситуацию с педагогическими кадрами сейчас, она «может перейти в необратимую стадию». Для привлечения педагогов в самарской гордуме рекомендовали предоставлять учителям-мигрантам служебное жилье из муниципального фонда с возможностью приватизации через несколько лет. Главу департамента строительства Самары попросили разработать предложения по развитию резервного фонда жилья.
По всей стране давно назрела проблема кадрового голода в сфере образования. Только за последний месяц стало известно о двух случаях в самарских школах. В школе № 22 Самары, например, второй месяц нет преподавателя русского языка и литературы. Жалоба поступила и от родителей учеников школы № 26. Там из-за ухода учителя дети год сидели без математики.
В Татарстане не хватает 2-х тысяч учителей. Уже решено, что заменять их будут студенты. Одних только учителей математики требуется более 300, при этом педвузы Татарстана выпустили в этом году всего 147 специалистов. Ситуация с учителями физики не лучше: их нужно 146, но выпуск составил только 40 педагогов. Не хватает также учителей русского и иностранных языков, начальных классов, сообщил министр образования и науки Татарстана Ильсур Хадиуллин. Он пообещал частично решить проблему с помощью студентов. В прошлом учебном году в школах и детских садах республики уже работали 445 студентов…
В Чувашии в этом учебном году из учреждений образования уволилось втрое больше людей, чем было принято на работу. А в Уфе дефицит педагогов привел к тому, что некоторые из них ведут по два класса одновременно, а ряд профильных классов вообще закрылся.
А теперь давайте зададимся вопросом: сколь прочные знания получат дети, которых учили студенты, не имеющие ровным счетом никаких педагогических навыков? Или вовсе приезжие из соседних стран? Привьет ли им эта система любовь к знаниям или они с детских лет усвоят, что образование — это такое дело, которым может заниматься случайный, буквально первый попавшийся человек?
«Я против того, чтобы учителей не допускали к работе по причине их национальности. Но давайте, может быть, для начала устраним причину, которая приводит к вынужденной необходимости использования иностранных граждан в образовании? Внутри России огромная миграция учителей, педагоги переезжают в города — миллионники, где оклады более-менее сносные. Ведь не секрет, что оклады учителей зависят от региональных критериев. Сегодня в трети российских регионов оклад учителя вообще ниже 10 тысяч рублей, и люди работают на несколько ставок, чтобы минимально прокормиться. Создайте достойные условия труда — и люди пойдут в школы. Сейчас взять на работу хоть кого-то — не лучшее решение», — говорит учитель математики Хорошевской школы Москвы, эксперт межрегионального профсоюза «Учитель» Иван Меньшиков.
Действительно, по данным межрегионального профсоюза педагогических работников «Учитель», сегодня 40% учителей имеют зарплату ниже МРОТ. В трети регионов оклад учителей вообще ниже 10 тысяч рублей. Оклад больше МРОТ в России только у 4% учителей.
Речь идет не только о материальной составляющей, но и об уважении к представителям этой профессии. Как отметил министр образования и науки Татарстана Ильсур Хадиуллин, в регионе происходит «старение и выгорание» кадров. Средний возраст учителей — 48 лет, а «закрепляемость» молодых специалистов оставляет желать лучшего. Молодые люди идут в педагогику неохотно, учителя страдают от высокой нагрузки и «бумажной» работы. «Говорить об уважении к профессии невозможно, пока муниципальные власти распоряжаются педагогическими коллективами как своей собственностью, используя их как дворников, маляров и уборщиков. Например, в этом году учителей заставляли мыть деревья перед республиканским педсоветом», — рассказал министр образования Татарстана.
Видео с мытьем деревьев действительно буквально взорвало соцсети. В небольшом районном центре Муслюмово всю неделю проходил большой республиканский педсовет. Пока одни учителя обсуждали проблемы образования и методы обучения, другие педагоги к их приезду по распоряжению местных чиновников мыли деревья, чтобы город казался чище. На видео фигурирует женщина по имени Чулпан Алмазовна. Она преподает в Муслюмовской гимназии русский язык и литературу. Её педагогический стаж насчитывает 21 год.
В разных субъектах России ситуация складывается по-разному: где-то число вакансий превышает 1 тыс. (например, в Ивановской, Новосибирской и Челябинской областях), а где-то — в Москве, Санкт-Петербурге, Ингушетии, Тульской области и на Чукотке — заявляют об отсутствии трудностей с кадрами.
Наибольшие проблемы в кадрах, по заявлениям региональных властей, — в Херсонской области, где школы укомплектованы только наполовину. В ЛНР, по данным местных властей, дефицит педагогов составляет порядка 12%. На Дальнем Востоке больше всего не хватает учителей в Еврейской автономной области — 11%, в дефиците — преподаватели биологии, химии, физики. В Камчатском и Приморском краях нехватка составляет около 7%, при этом в Приморье не хватает учителей русского языка, математики и иностранных языков. В Ивановской области открыто свыше 1,2 тыс. вакансий педагогов.
Как видим, большинство не закрытых вакансий связано сегодня в школах с русским языком. Будет достаточно комично, если русский язык в российских школах начнут преподавать приезжие из стран Южной Азии…
«Данные по России очень неравномерные. Где-то густо, как в Москве, а где-то пусто. В городах-миллионниках иногда избыток кадров, а в некоторых регионах думают приглашать гастарбайтеров в школы. Оплата по регионам очень разная. Например, знаю, что в Екатеринбурге за 30 часов в неделю при норме 18-и часов педагог зарабатывает всего 25 тысяч рублей в месяц. Тогда как в Москве меньше, чем на 90 тысяч учитель не пойдет. Я знаю региональные школы, в которых уроки в младших классах ведут 11-классники. Учителей набрать в соседних республиках конечно можно, но вот будет ли качество у такого преподавания — большой вопрос», — считает доктор педагогических наук, директор московской школы №109 Евгений Ямбург.
В то же время в некоторых регионах находят способы, как привлечь учителей в школы. В первую очередь в этом помогают различные федеральные программы. Самая известная из них — «Земский учитель». Она предусматривает выплату по 1 млн рублей педагогам, переезжающим в малые города и села, либо по 2 млн — в сельские районы Дальнего Востока. Она позволила заполнить порядка 5 тыс. вакансий.
В Магаданской области кадровые проблемы сняты за счет дополнительной стипендии молодым специалистам. В некоторых регионам педагогам субсидируют аренду жилья, оплату ЖКХ, общественного транспорта, другие расходы. В Амурской области говорят, что решают кадровый дефицит через привлечение педагогов пенсионного возраста.
Но все это, разумеется, не снимает кадровую проблему кардинально на уровне Минобрнауки, где, похоже, действуют по известному принципу «денег нет, но вы держитесь».