Posted 6 сентября 2023, 12:10
Published 6 сентября 2023, 12:10
Modified 6 сентября 2023, 17:57
Updated 6 сентября 2023, 17:57
ИРИНА МИШИНА
Министр просвещения допустил, что можно набирать учителей из числа выпускников среднего профобразования для преподавания в школах с пятого по девятый класс.
«В настоящее время готовится проект федерального государственного образовательного стандарта среднего профобразования по подготовке учителей-предметников для основной школы», — отметил Кравцов.
Возможно, эта новость не была бы столь актуальна, если бы не печальные сообщения, сопроводившие начало учебного года.
Перед 1 сентября на Юго-Западе Подмосковья нашли труп 14-летней девочки, которая не хотела идти в школу. Школьница была одета во все чёрное, а полицейские нашли в ее вещах записку, где она призналась, что не хочет готовиться к ОГЭ.
А в Московской области 15-летнюю школьницу нашли мертвой после линейки, 3 сентября. Девятиклассница после 1 сентября уехала к бабушке на дачу в Орехово-Зуево. На следующее утро пожилая женщина нашла внучку мертвой на летней веранде.
И еще одно сообщение вписывается в тему печального начала учебного года, хотя и с несколько другой стороны. В Санкт-Петербурге, в Невском районе, произошло массовое увольнение 17 учителей из школы №338. «Фонтанка» цитирует слова родителей, рассказавших, что сейчас в начальной школе не осталось квалифицированных учителей, педагоги покидают школу. Также родители и учителя говорят, что в школе не хватает классов, и некоторые уроки проводятся в спортзале.
Действительно ли нехватка учителей в российских школах столь значительна, а учителя столь не профессиональны, что ученики задумываются о смерти? Что не так со школой?
Что говорит статистика?
К настоящему времени общее число школ в России сократилось до менее, чем 40 тыс. В них трудятся 1,06 млн учителей, из которых почти треть, или 320 тыс., — это учителя начальных классов. Нормальная обеспеченность учителями также по русскому языку и литературе — 125 тыс. Лишь немногим уступает им численность учителей английского языка — 103 тыс., что само по себе весьма странно: школы готовят трудовые ресурсы для иностранных контор? В связи с этим председатель Госсовета Крыма Владимир Константинов даже предлагал уменьшить количество часов преподавания английского языка в школах, который изучают почти как родной: в средней и старшей школе число часов английского в неделю такое же, как число уроков русского. Такое положение дел становится еще более странным на фоне катастрофического недостатка учителей по другим предметам.
Относительно неплохо дела обстоят лишь с учителями математики и истории. Первых в среднем по 2,5 на школу (96 тыс.), вторых — 1,5 (65 тыс.). Хотя это тоже мало. Как могут два учителя обучать математике всю школу? Скорее всего, они работают на полторы-две ставки, а значит, уделять должного внимания детям физически не в состоянии, тем более с учетом всех бумаг, которые приходится заполнять. Такая же ситуация и с историей: в среднем — один учитель на всю школу.
По остальным же предметам ситуация просто катастрофическая:
Не трудно подсчитать, что российские школы укомплектованы учителями по большинству предметов не более чем на две трети, а то и меньше. Иным словами, в трети школ не хватает всех учителей, кроме русского, английского и математики. Конечно, в каждой школе ситуация своя. Но в среднем дефицит учителей значительный. Огромного количества учителей в школах просто нет.
При этом психологов в школах столько же, сколько и учителей физики или информатики. Неких «социальных педагогов» почти столько же. Это наводит на вопрос: какую цель преследует современная школа?
Профессор Института образования ВШЭ Ирина Абанкина не раз подчеркивала в беседе с «НИ», что в школах растет число учителей пенсионного и предпенсионного возраста: молодежь не идет работать в систему образования.
«Очевидно, на рынке труда есть более привлекательные специальности. И дело даже не в зарплате, а в том, что нагрузка на учителей стала сверхъестественной. Сейчас у школьников по 8-9 уроков в средней школе, и это почему-то считается нормой. У учителей постоянно меняются образовательные стандарты, растет нагрузка, каждые 5 лет аттестация, каждые 3 года — обязательная учеба на курсах повышения квалификации, разные новые воспитательные проекты, конкурсы, олимпиады. Хочется сказать министру: „Дайте наконец учителю учить!“, — рассказывает „НИ“ учитель обществознания и истории из Нижегородской области Дмитрий Казаков.
„В регионах на учителей приходится обычно несколько образовательных курсов, и все это отвлекает от основной работы, конечно. Снимают педагогов с уроков, других заставляют замещать. Происходит увеличение объема работа без увеличения зарплаты учителей“, — считает преподаватель русского языка и права московской школы „Интеллектуал“ Всеволод Луховицкий.
При этом качество образования не растет, родители вынуждены «добирать» у репетиторов не дополученные в школе знания. Исследование Rambler&Co пришло к выводу: услугами репетиторов пользуется половина родителей. Почти половина опрошенных россиян (49%) обращались к услугам репетиторов, среди них 35% делают это на постоянной основе. По информации «СберУслуг», репетиторы чаще всего размещают объявления о преподавании английского и математики (по 23%), а также русского языка (19%).
Сервис по поиску работы SuperJob провёл похожий опрос среди родителей школьников и узнал, сколько они тратят на услуги репетиторов. Оказалось, что расходы обычно растут по мере взросления ребёнка. Так, если для учеников 7–8-х классов еженедельные затраты на дополнительные занятия составляют в среднем 2,8 тысячи рублей, то в 10–11-х она доходит до 3,5 тысячи. Добавлю от себя: минимум это 10 тысяч в месяц, 3, 5 тысячи было в «началке».
Вообще, родители не в восторге от прихода в школу выпускников колледжей.
Елена Гричанова: «Лечить будут медсестры, учить неучи. Как торопятся окончательно убить медицину и образование».
Корво: Зачем образование учителям, если государству не нужны образованные люди? Давайте всех желающих без предъявления документов брать в педагоги, так решим проблему дефицита кадров. Тем более, что вскорости русских детей в школах не останется, а мигрантам все равно кто учить будет, читать-писать научат и ладно».
Наталья Петрова: «Нет слов, это не выход и не решение проблемы, учителям надо платить достойно. Если у государства нет денег на школы, значит скоро будут нужны деньги на тюрьмы».
Полезен ли будет для детей приход выпускников колледжецй в качестве преподавателей?
«Уровень знаний у выпускников колледжей безусловно отличается от уровня знаний выпускников вузов. И в 5-9 классах, куда выпускников колледжей хотят присылать, на самом деле, учатся дети, с которыми труднее всего, потому что именно в этом возрасте закладываются основы личности. Бросать на это 18-19 летних более, чем странно», -считает учитель русского языка и права школы «Интеллектуал» Всеволод Луховицкий.
«Вы хотите привести в школу выпускников колледжей? Ну хорошо, давайте в больницах людей будут лечить тоже выпускники колледжей, в Роскосмос тоже придут люди из колледжей, может, тогда „Луну-25“ наконец запустим», — говорит учитель истории и обществознания из Нижегородской области Дмитрий Казаков.
Школа, судя по всему, все больше становится местом, где детей будут не учить, а воспитывать, причем в трендах, которые выбирает исключительно государство. НВП, Разговоры о важном, трудовое воспитание — о введении которого в школах также заявил министр, вероятнее всего, станут вектором развития образования, которое повернутся от знаний к идеологии.
Недавно стало известно, что половина учителей в школах России — это пенсионеры и предпенсионеры. Статистика Минпросвущения дает более оптимистичные данные: их «только» 43%. Но скоро их заменят… вчерашние ЕГЭшники. И тогда стране придется в скором времени думать не о знающих специалистах, а о борьбе с безграмотностью.