С принятием поправок в закон «О воинской обязанности и военной службе» из него исчезла норма о приостановке действия решения призывной комиссии если его обжалует призывник. Однако, при этом в нем появилась возможность не посещать военкомат, а подать жалобы в МФЦ или в онлайн-формате через Госуслуги.
Первое время сотрудники МФЦ отказывали в приеме таких жалоб, ссылаясь, что у них нет таких форм, нет программного обеспечения и они не знают, как принимать такие жалобы, так как обучение сотрудников не проводилось.
И вот 5 мая 2023 года, призывник с помощью юристов компании подал жалобу в многофункциональный центр «Мои документы» в Кемерово по адресу: Пионерский бульвар, д. 3. Подача жалобы заняла 5 минут, для ее принятия к рассмотрению понадобились следующие документы:
- заявление
- жалоба
- повестка
- медицинское заключение
- протокол медицинского исследования
- согласие на обработку персональных данных
- паспорт гражданина Российской Федерации.
Срок рассмотрения жалобы, установленный в МФЦ, составляет 40 календарных дней, за ответом призывнику нужно явиться 15 июня 2023 года. Однако в статье 35.5 «Порядок рассмотрения жалобы» указано, что жалоба подлежит рассмотрению в течение семи календарных дней со дня ее поступления в МФЦ.
В призывную комиссию субъекта, согласно новому законодательству, теперь можно обжаловать:
- решения нижестоящих призывных комиссий (например, незаконное решение о призыве на военную службу);
- решения комиссий по постановке граждан на воинский учет (первое взаимодействие с военкоматом в возрасте 16-17 лет);
- решения или действия военных комиссаров (например, необоснованный отказ в постановке на воинский учет).
Главный юрист по призыву и мобилизации медицинско-правовой компании «ПризываНет» Клавдия Бакуменко так прокомментировала это нововведения:
«После добавления нового раздела (раздел V.1) в ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», был расширен перечень действий или решений должностных лиц в военном комиссариате, которые можно обжаловать в досудебном порядке. Также была утверждена единая инстанция, в которую надлежит подавать жалобу – призывная комиссия субъекта РФ.
Изменился и способ подачи жалобы. Теперь это нельзя сделать, непосредственно направив письменное обращение в орган. Для обжалования в досудебном порядке, в настоящее время, граждане вправе:
- направить жалобу в электронной форме, посредством использования Портала государственных и муниципальных услуг (программное обеспечение для данного способа еще находится в стадии разработки, в связи с чем, нельзя сказать, что метод полноценно работает);
- направить жалобу в письменном виде, через многофункциональные центры «Мои документы».
В настоящее время, обжаловать решение можно без личного посещения военкомата, однако и раньше, это было не было обязательным действием. До принятия поправок, граждане могли направить жалобу заказным письмом по почте и реализовать своё право на защиту.
Что же касается ускорения и упрощения процедуры, такой тезис больше подходит для электронного способа, так как в данном случае отсутствует необходимость личного посещения дополнительной инстанции. В случае же с МФЦ, говорить об упрощении достаточно сложно».
В течение всего апреля призывники пытались обратиться в МФЦ для направления жалобы, однако, в большинстве случаев, получали отказ по причине технической неготовности центра для оказания подобных услуг. С начала мая стали появляться первые новости об успешном использовании данного способа. Возможность обжалования через МФЦ дает призывникам некоторые гарантии. К примеру, ответственность за дальнейшее направление жалобы на рассмотрение в призывную комиссию субъекта будет лежать на третьих лицах (МФЦ), и в случае, если она не дойдет – призывник будет ни в чем не виноват, так как выполнил все обязанности со своей стороны.