Posted 25 апреля 2023,, 16:38

Published 25 апреля 2023,, 16:38

Modified 25 апреля 2023,, 16:40

Updated 25 апреля 2023,, 16:40

Не по Конституции. Что не так в законе «О воинской обязанности и военной службе»

Не по Конституции. Что не так в законе «О воинской обязанности и военной службе»

25 апреля 2023, 16:38
Фото: 1MI
Юристы обратили внимание на нарушение в недавно принятом законе прав призывников и лишение их предварительной защиты.

В принятом Госдумой законопроекте, который вступил в силу 14 апреля, исчезла норма о возможности обжаловать решение военкомата и приостановить отправку в войска. Юристы медицинско-правовой компании «ПризываНет» обратили внимание на возврат этой нормы в закон.

Указанная норма была исключена из закона 14 апреля 2023 г. после вступления в силу Федерального закона от 14 апреля 2023 г. № 127-ФЗ. Применить ограничительные действия и защищать себя призывнику теперь стало намного сложнее.

В понедельник 24 апреля 2023 г., в Государственную Думу Российской Федерации  был внесен законопроект № 344276-8, который предлагает возвратить в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» норму о приостановлении реализации решений и заключений призывной комиссии в случае их обжалования в призывной комиссии субъекта РФ или суде. Документ размещен в открытом доступе на сайте

В пояснительной записке автор проекта закона Сергей Шаргунов указывает, что исключение из закона нормы о приостановлении реализации обжалуемого решения лишило граждан существовавших ранее правовых гарантий, а также породило правовую неопределенность. Кроме того, автор поправок полагает, что отмена механизма приостановления реализации решения призывной комиссии в случае ее обжалования не закладывалось в качестве целей принятия Федерального закона от 14 апреля 2023 г. № 127-ФЗ. Дело в том, что аналогичная норма не была исключена из ст. 15 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службы» и ст. 29 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». При обжаловании решений призывной комиссии субъекта РФ или решения призывной комиссии об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой эти решения по-прежнему приостанавливаются. Автор проекта указывает, что данная диспропорция вступает в противоречие с конституционным принципом равенства.

Когда будут рассмотрены поправки в законопроект?

Дата рассмотрения пока не определена. Пока проект только зарегистрирован и направлен Председателю Государственной Думы. После этого он будет направлен в профильный комитет, а после в Совет Государственной Думы. Только после этого будет определена дата первого чтения. Вероятность внесения поправок минимальна, в проекте просто предлагают вернуть часть текста, которая уже была в Федеральном законе до вступления в силу Федерального закона от 14 апреля 2023 г. № 127-ФЗ. Сроки принятия зависят от того, будут ли рассматриваться более актуальные проекты законов. Возможно, депутаты решат, что эти поправки незначительны и возникнет вероятность затягивания.

Противоречит ли он Конституции и не нарушает ли права человека?

Автор проекта закона признает, что исключение возможности приостановления реализации решения призывной комиссии в случае его обжалования лишило граждан существовавших ранее правовых гарантий, а именно неотчуждаемое право на судебную защиту, предусмотренное ст. 46 и 56 Конституции РФ.

Что делать, если уже в этом весеннем призыве будут нарушены права призывника и он будет отправлен в армию, например, с серьезным заболеванием?

Есть два решения:

  1. Решение призывной комиссии о призыве на военную службу может быть обжаловано в течение 3 месяцев с момента принятия. Таким образом, решение можно обжаловать даже если гражданин уже стал военнослужащим. Данное решение используется редко, поскольку не все граждане, которых уже направили к месту прохождения военной службы, желают отстаивать свои права через суд.
  2. В случае, если у гражданина есть непризывное заболевание, ему следует воспользоваться процедурой комиссования. Заболевания, препятствующие призыву и заболевания военнослужащих по призыву, практически идентичны, поэтому у гражданина есть неплохие шансы изменить категорию годности и вернуться домой.

Каков по новому закону алгоритм предотвращения отправки в армию?

Кто и как сможет защитить призванного гражданина с непризывными заболеваниями?

Прежде всего, это тщательная подготовка к призыву совместно с врачами и юристами. Освободиться от призыва в соответствии с законом можно при наличии непризывного заболевания. Поэтому такое заболевание необходимо выявить и доказать документально.

По действующему закону, приостановить отправку можно двумя способами:

  1. Обжаловать решение призывной комиссии с суд и просить удовлетворить меры предварительной защиты. В случае, если суд принимает определение о принятии мер, реализацию решения о призыве можно приостановить. Однако вынесение указанного определения остается на усмотрение суда, который необходимо убедить в необходимости мер предварительной защиты.
  2. Обжаловать решение призывной комиссии в призывную комиссию субъекта Российской Федерации. В случае вынесения отрицательного решения, обжаловать его в суд. В соответствии со ст. 29 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» это приостановит реализацию решения призывной комиссии.

Главный юрист по призыву и мобилизации медицинско-правовой компании «ПризываНет» Клавдия Бакуменко подчеркнула:

«Принятие данного проекта закона позволит эффективно защищать права граждан, подлежащих призыву на военную службу, в случае если в их отношении вынесено неправомерное решение призывной комиссии. Со своей стороны мы будем следить за процедурой принятия проекта закона и сообщать вам о результатах его рассмотрения. Хочу дополнительно акцентировать внимание, что в последнее время в различных пабликах и соцсетях распространяется информация о том, что отправку можно предотвратить путем подачи заявления о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу. Следует обратить внимание, что не существует нормы, которая приостанавливает реализацию вынесенного решения о призыве на военную службу в случае подачи такого заявления, поэтому от отправки это не спасет. Кроме того, гражданин, подавший заявление на альтернативную гражданскую службу, должен быть готовым к прохождению альтернативной гражданской службы. Иное может быть оценено как преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 328 УК (уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы)».

 

"