Posted 21 марта 2023, 06:37
Published 21 марта 2023, 06:37
Modified 21 марта 2023, 06:39
Updated 21 марта 2023, 06:39
Все последние годы Россия живет ожиданием нового экономического прорыва, примерно такого, который в свое время совершили СССР, Япония или Китай. Насколько это возможно? Известный российский аналитик, топ-менеджер ряда крупных IT-проектов Евгений Кузнецов решил разобраться в своем блоге:
«Давно хотел сделать серию заметок с обсуждением ̶к̶л̶и̶н̶и̶ч̶е̶с̶к̶о̶г̶о̶ ̶д̶и̶а̶г̶н̶о̶з̶а̶ набора аргументов pro et contra сторонников теории о возможности повторения «подвига товарища Сталина» (они же секта догнат-перегнатчиков).
Зададимся вопросом - можем ли мы «повторить» успех сталинской модернизации? Ее содержание с технологической точки зрения я уже описывал ранее - бюро Кана построило в СССР более 500 заводов под ключ, немцы там еще строили и так далее.
В ряде телеграм-каналов идет обсуждение модели Фельдмана - по которой шел запуск сталинской экономики. Не буду пересказывать, почитайте, очень кратко - деньги перекладывались из потребительского сектора в сектор «инвестпроектов», а тех крестьян, кто не хотел платить втридорога за городской товар при постоянном падении закупочной цены на его продукцию (это еще очень понравилось Кейнсу, и он обозвал это «ножницы цен») - раскулачили и согнали в колхозы. Кстати, инфляция была почти пятикратной за 10 лет, а крестьяне недополучали за свои продукты более, чем вдвое.
Мягкие «можетповторяльщики» не очень хотят признавать, что индустриализация была построена грабежом и насилием. Они правда не могут вообще объяснить, что может быть адекватным драйвером роста (но пытаются искать), зато в последнее время появилась секта типа Прилепина, которые прямо говорят - «русским деньги не нужны», типа и за баланду будут счастливы вкалывать.
Вот для обоих этих крыльев, которых устраивает вариант «ограбить массу ради успеха страны» я хочу привести в пример график ниже и порассуждать о реальных драйверах роста.
В 19-м веке, уже после того, как заработал мотор промышленных революций и индустриализации, стало понятно, что единственный адекватный способ раскрутки роста - это трансфер крестьян в город. Производительность труда в городах значительно выше, деревня за счет индустриализации сельского хозяйства также взрывным образом увеличивает свою производительность труда (агросектор до сих пор!!! - отрасль с самым высоким ростом производительности труда, и так второе столетие) - и в итоге основным драйвером экономического роста является переток крестьянской массы в города.
Этот ресурс роста конечен, а потому - он одноразовый. Его можно использовать только однажды (!), и за счет него осуществить скачкообразный рост ВВП.
Как мы видим, этот драйвер роста работал в США/Германии/Франции столетие с 1850 по 1950, и обеспечил Западу столетие безусловного лидерства в мире. Как вы видите, страны догоняющей модернизации первой волны - Япония и Россия - сделали аналогичный рывок с 1900 по 1950, и в обоих случаях - за счет трансфера технологий из стран лидеров. Страны второй волны - Китай/Индия и остальные, используют этот механизм сейчас - точнее говоря, Китай вырос на нем с 1980 по н/в (и у них есть резерв в 10 лет роста только за счет этого драйвера роста), а Индия будет расти еще минимум 50 лет.
Уровень урбанизации России практически на пределе, так что этот драйвер роста исчерпан полностью. «Повторить» успех милитаризованной модернизации невозможно физически (а ведь те, кто в это верил, весьма высокопоставлены).
К новым драйверам роста можно отнести эффективность науки, наличие уникальных технологий и избытка талантов для их производства (мы тут пас), наличие уникальной бизнес-среды/юрисдикции (той самой «сервисной экономики», от упоминания которой у наших кондовых экономистов заворот кишок моментально, мозги там прямые, нечему заворачиваться). За обладание этими двумя драйверами борются сейчас США и Китай, и де-факто, это определит рамки нового столетия роста.
В этом столетии ключевым показателем роста будет уже не уровень урбанизации, а уровень роботизации (тут мы отстаем на два порядка), а также скорость трансфера из фундаментальной науки в серийное производство, что по ряду индустрий в США и Китае имеет уже срок порядка 5-10 лет (!). Эти два драйвера роста экономики знаний могут работать только (!) если построена собственно экономика знаний (академия-университета-индустрия создали свою эффективную экосистему), а также создана высокоэффективная бизнес-среда и юрисдикция.
В этом США безусловные лидеры, Китай пытается догнать, но все портят догматики, которые то разрушат бизнес среду интервенцией парткомов, то разрушат инвестиционную среду запретами на движение капитала, то заблокируют информационную среду, массово вытолкнув талантов (эти сволочи любят и ценят свободу), то еще что напортачат. Фактически, Китай пока догоняет США еще на драйверах достройки индустриальной экономики - есть еще масса крестьян, которых можно свезти в города.
Таким образом, повторять нам нечего. Грабить горожан так же, как крестьян сложнее институционально - крестьянин выживет в бараке/ссылке в голое поле/гулаге, современный горожанин там сдохнет. Госинвестировать в средства производства, обрушив экономику потреб сектора (что делают сейчас, в 2022-23-м), можно в очень ограниченных пределах - вторую инфляцию в 5 раз за 5-10 лет и падение уровня жизни на уровень 2000-го года население может не принять (нет, не бунт - свалит или сопьется).
Так что в экономическом смысле повторить ничего невозможно, эти условия ушли навсегда, и из них выжато все, что можно…»