Социальные сети возбужденно обсуждают неоднозначную культурную новость: главный театр России Большой вновь покажет балет «Герой нашего времени» на музыку Ильи Демуцкого в хореографии Юрия Посохова. Режиссер-постановщик, художник-постановщик и автор либретто спектакля - Кирилл Серебренников. Напомним, что его премьера состоялась еще в 2015 году. Теперь же спектакли пройдут в начале мая на Новой сцене. При этом, на сайте театра имени режиссера среди авторов постановки не значится, хотя состав спектакля практически тот же, что и восемь лет назад. То есть, как шутят блогеры: либретто - народное.
Более того, в патриотическом лагере эта новость вызвала, мягко говоря, недовольство, ведь с уничтожением «Гоголь-центра» казалось, что с творчеством Серебренникова больше никто на его родине больше связываться не станет. И тут такое!
«Видимо, Владимир Урин (директор Большого театра, прим.ред) решил, что именно сейчас – подходящий момент, чтобы вернуть постановку 2015 года.
Наверное потому, что «Герой нашего времени» видится ему именно глазами Серебренникова – с танцами инвалидов-колясочников, ветеранов войны на лечении в Пятигорске, например. Быстро они там, в Большом, реабилитируют беглецов...» - сетует канал «real cultras Z»
А канал «Невминкульт» высказался на этот счет еще жестче:
«Бессребреники Большого». О чужих героях нашего времени.
И нам бы придумать, кстати, что следует делать в таких ситуациях. Вроде ж как и негоже, когда из-за одного «чудака» все вокруг страдают (мы о Печорине, разумеется): будь то уже снятый фильм или отшлифованный спектакль. Но и вымарывать имена – дело мелкое, да и не того пошиба Геростратушка, чтоб забвению предавать.
Вот и ломаем голову: а как поступать? С вопросами авторства мы последовательны: нехорошо выбрасывать имя автора ни из книг, ни из спектаклей. Так что одно дело дарить народу на переисполнение песни, просто спетые Пугачевой, а совсем другое – делать вид, будто народные – песни Шевчука или ранней Земфиры (признана иноагентом в РФ). Но совсем другой ведь вопрос, степень авторства и неотчуждаемости вклада. Вот если бы Серебренников написал «Герой нашего времени» - тогда беда. Но неужели так сложно за год поставить достаточно обновленный спектакль, чтобы можно было с чистой совестью обновить и афишу?
Если вдруг пофантазировать, что бы делали мы в своем театре, то варианта два: