Posted 23 января 2023, 07:59
Published 23 января 2023, 07:59
Modified 23 января 2023, 08:01
Updated 23 января 2023, 08:01
Иван Зубов
Как известно, жесточайшие антироссийские санкции, которые уже ввел и продолжает вводить Запад, отразились не только на политике и экономике нашей страны, но и на таких, казалось бы, неважных областях, как спорт и искусство. О кризисе, который уже переживает российский спорт, сказано много, а вот про искусство пока что не очень. Разве что – про кинопрокат, который вынужденно пробавляется пиратскими копиями новых зарубежных шедевров. Но это ведь далеко не все.
К примеру, канут в Лету многочисленные международные кино- и театральные фестивали, которые проходили не только в Москве. Книгоиздатели мало того, что не получат лицензий на перевод и издание зарубежных книг, так еще и вынуждены будут убирать или цензурировать уже вышедшие, чтобы избежать уголовной ответственности за пропаганду ЛГБТ или педофилии. Хорошей музыки тоже станет намного меньше, поскольку не будут приезжать с гастролями ведущие оркестры или оперные и балетные труппы мира.
Да и с искусством в узком смысле этого слова тоже не все гладко. К примеру, собрался известный московский журналист Алексей Беляков сходить в выходные, как это раньше бывало, на какую-нибудь интересную выставку живописи, и вот пишет в своем блоге:
Изучим афишу. О! Рене Магритт. Название галереи не говорит ничего, зато сам Магритт. Которого мы со старшей дочкой в Брюсселе смотрели. А тут вот он – Магритт, под рукой. (…) Целых 90 полотен, вообще обалдеть!
А теперь самое главное – они в технике жикле. Короче, цифровая печать.
В другой галерее идет выставка Клода Моне. Да, прям Моне. Выставку которого мы в Вене смотрели, аж в Альбертине. Ну и в Пушкинском с Эрмитажем тоже имеется. А тут – завались. Да, тоже жикле.
В третьей – Босх в компании с Брейгелями. Они тоже, как известно, предпочитали творить в стиле жикле…»
С одной стороны, вряд ли так уж многие любители живописи сумеют сходу отличить оригинал от цифровой печати. К примеру, мало кто обращает внимание на то, что в том же Пушкинском музее вместо оригинальных скульптур – скажем, Давида - почти сплошные копии. Этакое скульптурное жикле… Правда, в египетских залах все настоящее.
Придется россиянам отныне и неизвестно, насколько долго, довольствоваться копиями. Вот и Яндекс с Гуглом уже зафиксировали всплеск активности по запросам «жикле», «что такое жикле», «жикле это простыми словами».
К тому же и в Вену с Парижем, не говоря про Нью-Йорк и Лондон, не очень-то теперь и слетаешь.
«Но, с другой стороны, рассуждает тот же Беляков, почему б не жикле. Скоро мы всю живопись будем изучать по жикле. Я бы фра Анжелико и Гирландайо в квартире развесил. Да любой сможет открыть в панельной двушке небольшую уффици. Пусть и в жикле…»
А вот что пишет один из блогеров, посетивший в прошлом году точно такую же выставку картин норвежца Мунка, билет на которую, кстати, стоил немногим меньше, чем если бы Мунк был подлинным – 450 рублей:
«Мне, действительно, понравилось, что можно посмотреть на работы Мунка в реальном их размере и максимально приближенными к оригиналу, однако, сравнивать их с оригинальной работой - невозможно. Все-таки нет того ощущения мазков, линий. Эмоционально ты меньше чувствуешь настроение художника с точки зрения техники, но, если говорить об эмоциональном состоянии художника и того смысла, который был заложен в работы - это однозначно ощутимо…»
И с этим трудно не согласиться. К счастью, и без зарубежного искусства в отечественных музеях и галереях есть, чем поживиться любителю живописи.
К тому же, отечественный зритель не очень-то и разборчив. Как свидетельствуют читатели Белякова, в последнее время в той же Москве наблюдаются большие очереди посмотреть «живопись» Шилова или Сафронова… Многие искренне считают, что это красиво. Ну, так ведь и у шансона огромная аудитория, которая принимает этот жанр за музыкальный. Так что не пропадем!