Posted 16 марта 2023, 09:33

Published 16 марта 2023, 09:33

Modified 16 марта 2023, 09:53

Updated 16 марта 2023, 09:53

Либретто народное? В Большой вернули балет Серебренникова, но без его имени на афише

16 марта 2023, 09:33
Балет «Герой нашего времени», поставленный опальным режиссером по собственному либретто, вернется на сцену главного театра Москвы восемь лет спустя после премьеры.

Социальные сети возбужденно обсуждают неоднозначную культурную новость: главный театр России Большой вновь покажет балет «Герой нашего времени» на музыку Ильи Демуцкого в хореографии Юрия Посохова. Режиссер-постановщик, художник-постановщик и автор либретто спектакля - Кирилл Серебренников. Напомним, что его премьера состоялась еще в 2015 году. Теперь же спектакли пройдут в начале мая на Новой сцене. При этом, на сайте театра имени режиссера среди авторов постановки не значится, хотя состав спектакля практически тот же, что и восемь лет назад. То есть, как шутят блогеры: либретто - народное.

Более того, в патриотическом лагере эта новость вызвала, мягко говоря, недовольство, ведь с уничтожением «Гоголь-центра» казалось, что с творчеством Серебренникова больше никто на его родине больше связываться не станет. И тут такое!

«Видимо, Владимир Урин (директор Большого театра, прим.ред) решил, что именно сейчас – подходящий момент, чтобы вернуть постановку 2015 года.

Наверное потому, что «Герой нашего времени» видится ему именно глазами Серебренникова – с танцами инвалидов-колясочников, ветеранов войны на лечении в Пятигорске, например. Быстро они там, в Большом, реабилитируют беглецов...» - сетует канал «real cultras Z»

А канал «Невминкульт» высказался на этот счет еще жестче:

«Бессребреники Большого». О чужих героях нашего времени.

И нам бы придумать, кстати, что следует делать в таких ситуациях. Вроде ж как и негоже, когда из-за одного «чудака» все вокруг страдают (мы о Печорине, разумеется): будь то уже снятый фильм или отшлифованный спектакль. Но и вымарывать имена – дело мелкое, да и не того пошиба Геростратушка, чтоб забвению предавать.

Вот и ломаем голову: а как поступать? С вопросами авторства мы последовательны: нехорошо выбрасывать имя автора ни из книг, ни из спектаклей. Так что одно дело дарить народу на переисполнение песни, просто спетые Пугачевой, а совсем другое – делать вид, будто народные – песни Шевчука или ранней Земфиры (признана иноагентом в РФ). Но совсем другой ведь вопрос, степень авторства и неотчуждаемости вклада. Вот если бы Серебренников написал «Герой нашего времени» - тогда беда. Но неужели так сложно за год поставить достаточно обновленный спектакль, чтобы можно было с чистой совестью обновить и афишу?

Если вдруг пофантазировать, что бы делали мы в своем театре, то варианта два:

  1. Постарались не пачкать сцену печатью нелюбви к России и Русскому миру, благо носители этой печати не создали ничего поистине гениального, и всему этому несложно найти замену, если научиться искать в других местах.
  2. Если уж ну никак не обойтись, то неприятное народу имя спокойно писать на любой афише, но не затирать быстро появившуюся там дописку «козел»…»