Александр Дыбин
Практика судебных исков от владельцев прав на изображения мультяшных персонажей не новая. Уже несколько лет суды штампуют типовые решения в отношении коммерсантов, как правило, индивидуальных предпринимателей, которые торгуют нелегальными игрушками в виде мульт-героев. Под иск могут попасть и артисты оригинального жанра за ростовые куклы, продавцы полиграфии или кондитеры за детские тортики. Но в последнее время студии и юристы заметно активизировались.
Так, по данным картотеки арбитражных дел, студия «Союзмультфильм» только с начала года подала более 300 исков о защите авторских прав.
«Взыскать с индивидуального предпринимателя Инь Шуцзюань в пользу ООО "Союзмультфильм" компенсацию в размере 20 000 руб. за нарушение исключительных авторских прав на персонаж «Чебурашка», 2 000 руб. расходов по оплате государственной пошлины, 690,00 руб. стоимости доказательства – товара, приобретенного у ответчика, 122,00 руб. почтовых расходов», - говорится в одном из уже вынесенных решений.
Иски, как и решения типовые. Как правило, студия просит 100 000 рублей, а так же компенсацию расходов. Суды обычно снижают размер выплаты до 20-25 тысяч, но когда счет исков идет на сотни и тысячи, это может стать неплохим источником дохода.
Еще одна крупная студия «Мельница», владеющая правами на богатырей и фиксиков, с начала 2023 года подала около 200 аналогичных исков. Компания «Смешарики», владеющая одноименным брендом - более 100 исков.
Как рассказали «Новым известиям» в пресс-службе студии «Союзмультфильм», большое количество исков связано, в том числе и с тем, что за последние 5 лет студия вернула более 90% прав на своих популярных персонажей и коллекцию анимационных фильмов.
«Команда юридического управления киностудии ведет масштабную работу по выявлению незаконного использования анимационных образов. Так, по результатам прошлогодней проверки по всей России – специального мониторинга – было обнаружено свыше 6 тысяч нарушений, и подано более 5 тысяч претензий о защите прав на популярные анимационные образы, - рассказали в студии. - Чаще других неправомерно используются такие персонажи как Котенок Гав, Чебурашка, Крокодил Гена, герои серии мультфильмов о жителях деревни Простоквашино, «Ну, погоди!», Винни Пух, Карлсон и Волк из фильма «Жил-был пес». «Рекордсменом» же по количеству незаконной регистрации товарных знаков является герой «золотой коллекции» Умка. При этом анимационные образы используются во всех товарных категориях: продукты питания, одежда, канцелярские принадлежности и др.»
По данным Ассоциации предприятий индустрии детских товаров, в 2022 году общее количество исков по самым популярных мульт-брендам составило 20 186. Причем, наиболее активно свои авторские права отстаивали не только российские студии, но и западные правообладатели. В ТОП-5 компаний, которые чаще других судились по поводу своей интеллектуальной собственности стали.
Общая сумма ущерба ими оценена в более чем 2 млрд. рублей.
Несмотря на масштабную судебную практику, количество «левых» игрушек, которые производятся без отчислений правообладателям, становится только больше. Эксперты называют для этого несколько причин. По словам руководителя практики по борьбе с контрафактом и серым импортом юридической компании Semenov&Pevzner Романа Пчелинцева, в 2022 году с рынка ушли западные игроки, поэтому продавцы активно занимали освободившуюся нишу, в том числе и с помощью контрафакта.
«Объем контрафактной продукции, определенно, увеличивается. В связи с приостановкой поставок лицензионной продукции некоторых брендов и возросшим спросом на такую продукцию недобросовестные участники рынка предпринимают попытки заработать, продавая контрафакт. Открытые заявления некоторых правообладателей об уходе с рынка РФ также стимулируют реализацию контрафактной продукции, - говорит эксперт. - По сравнению с предыдущим годом количество исков значительно не уменьшилось. Уже сейчас нашими доверителями подано более 800 исков за незаконное использование интеллектуальной собственности правообладателей. Самое типовое и распространенное нарушение – это реализация контрафактной продукции посредством офлайн продаж. Суммы компенсации разные, все зависит от допущенного нарушения и способа реализации контрафакта (розничная продажа, оптовая продажа, производство). Самый распространенный способ реализации контрафакта – розничная продажа, суммы компенсаций за такие нарушения варьируются от 10 до 100 тысяч рублей. Для остальных способов размер компенсации может достигать до 5 млн рублей».
В компании «Медиа-НН», которая представляет в судах интересы правообладателей, отметили, что за 2022 год подали более 10000 исков. Из них 99,9% были удовлетворены. На вопрос «Новых известий» о причинах роста объема контрафактной продукции, отметили снижение покупательской способности и поиск более дешевых игрушек.
«За последний год у потребителей значительно снизилась покупательская способность, что положительно влияет на покупку альтернативных товаров по доступным ценам, в том числе контрафактной продукции. Также на рост контрафакта влияет спрос на российские бренды. К ним значительно повысилась лояльность среди потребителей, что ежедневно увеличивает интерес и зарождает благоприятные условия для продажи среди недобросовестных продавцов, - рассказали в компании, - по нашей статистике, значительный рост количества контрафакта наблюдается на онлайн-площадках, в особенности на Wildberries и Ozon, что влечет значительные убытки для правообладателя. По нашим данным, количество контрафакта в 2022 году по сравнению с 2021 годом увеличилось в 2 раза, а статистика за первые месяцы 2023 года указывает на рост продажи количества нелегальной продукции в 6-8 раз. Важным нововведением 2022 года стала легализация параллельного импорта, то есть возможность ввоза в страну оригинальных товаров иностранных брендов без согласия правообладателя. Не смотря на то, что речь идет о легализации ввоза оригинальных товаров, мы наблюдаем в параллели увеличение количества контрафактной продукции тех же брендов. Поскольку владельцы ушедших из России брендов не осуществляют пресечение ввоза и продажи контрафактных товаров, негативная тенденция может только усугубляться».
В Ассоциации предприятий индустрии детских товаров рост контрафакта связывают со снижением административной нагрузки на бизнес и сокращением количества проверок.
«В 2022 году мы видим увеличение доли контрафактной продукции и в целом незаконного оборота детских товаров, - рассказал «Новым известиям» руководитель ассоциации Антонина Цицулина. – Мы связываем это со снижением контрольно-надзорных мероприятий, государством ограничены проверки, а также введением упрощенных мер подтверждения соответствия продукции требованиям технического регулирования, что позволяет недобросовестным производителям избегать ответственности. Анализ судебной практики по спорам, связанным с защитой товарных знаков детских брендов, проводимой АИДТ показывает, что по сравнению с 2019 годом сумма ущерба выросла на 43,7%, количество исков увеличилось на 83,6%. В 2021-22 годах 28,5% всех поданных исков пришлось на российские компании. Основные категории, по которым произошло существенное увеличение: игрушки и игры, одежда и текстиль».
По словам владельца федеральной сети магазинов «Маркер-игрушка» Олега Витковского, игрушечные тренды идут следом за медийными. Чем больше по ТВ и он-лайн сервисах российских мультфильмов, тем, больше покупают соответствующие игрушки. И здесь уход из странных западных студий играет на руку и студиям и продавцам отечественных брендов.
«В последнее время мы видим тренд на потребление легального товара, - говорит он, - жесткие проверки, которые доводят до штрафов, иски от студий – все это на руку продавцам лицензионной продукции. Выбирая меду тем, чтобы купить что-то на китайском рынке или у официалов, небольшой магазин все чаще выбирает легальный путь. Со штрафами контрафакт выйдет дороже лицензионной продукции. Мы видим, что интерес у конечного потребителя меняется. Спрос на игрушки формирует то, что ребенок смотрит. Чем меньше будут показывать западные мультики, тем меньше будут покупать человека-паука и тем больше Чебурашку. В целом резких перемен на рынке игрушек мы не видим. Да с уходом западных брендов стало чуть легче дышать, но Китай никуда не ушел, есть параллельный импорт. Скорее на продажи влияют не эти процессы, а демографическая яма. Меньше детей – меньше продаж. И это будет ощущаться еще лет 5-6. Пока не подрастет поколение бэби-бума и не родит уже своих детей».