Posted 7 марта 2023, 11:03

Published 7 марта 2023, 11:03

Modified 7 марта 2023, 11:05

Updated 7 марта 2023, 11:05

Дорогой Чебурашка. Как студии зарабатывают на судах за образы мультперсонажей

7 марта 2023, 11:03
Российские мультипликационные студии активизировали борьбу с продавцами подделок. В суды поступают сотни исков за нелегальные игрушки в виде мультяшек. Общий объем претензий тянет на десятки миллионов рублей.

Александр Дыбин

Практика судебных исков от владельцев прав на изображения мультяшных персонажей не новая. Уже несколько лет суды штампуют типовые решения в отношении коммерсантов, как правило, индивидуальных предпринимателей, которые торгуют нелегальными игрушками в виде мульт-героев. Под иск могут попасть и артисты оригинального жанра за ростовые куклы, продавцы полиграфии или кондитеры за детские тортики. Но в последнее время студии и юристы заметно активизировались.

Так, по данным картотеки арбитражных дел, студия «Союзмультфильм» только с начала года подала более 300 исков о защите авторских прав.

«Взыскать с индивидуального предпринимателя Инь Шуцзюань в пользу ООО "Союзмультфильм" компенсацию в размере 20 000 руб. за нарушение исключительных авторских прав на персонаж «Чебурашка», 2 000 руб. расходов по оплате государственной пошлины, 690,00 руб. стоимости доказательства – товара, приобретенного у ответчика, 122,00 руб. почтовых расходов», - говорится в одном из уже вынесенных решений.

Иски, как и решения типовые. Как правило, студия просит 100 000 рублей, а так же компенсацию расходов. Суды обычно снижают размер выплаты до 20-25 тысяч, но когда счет исков идет на сотни и тысячи, это может стать неплохим источником дохода.

Еще одна крупная студия «Мельница», владеющая правами на богатырей и фиксиков, с начала 2023 года подала около 200 аналогичных исков. Компания «Смешарики», владеющая одноименным брендом - более 100 исков.

Как рассказали «Новым известиям» в пресс-службе студии «Союзмультфильм», большое количество исков связано, в том числе и с тем, что за последние 5 лет студия вернула более 90% прав на своих популярных персонажей и коллекцию анимационных фильмов.

«Команда юридического управления киностудии ведет масштабную работу по выявлению незаконного использования анимационных образов. Так, по результатам прошлогодней проверки по всей России – специального мониторинга – было обнаружено свыше 6 тысяч нарушений, и подано более 5 тысяч претензий о защите прав на популярные анимационные образы, - рассказали в студии. - Чаще других  неправомерно используются такие персонажи как Котенок Гав, Чебурашка, Крокодил Гена, герои серии мультфильмов о жителях деревни Простоквашино, «Ну, погоди!», Винни Пух, Карлсон и Волк из фильма «Жил-был пес». «Рекордсменом» же по количеству незаконной регистрации товарных знаков является герой «золотой коллекции» Умка. При этом анимационные образы используются во всех товарных категориях: продукты питания, одежда, канцелярские принадлежности и др.»

По данным Ассоциации предприятий индустрии детских товаров, в 2022 году общее количество исков по самым популярных мульт-брендам составило 20 186. Причем, наиболее активно свои авторские права отстаивали не только российские студии, но и западные правообладатели. В ТОП-5 компаний, которые чаще других судились по поводу своей интеллектуальной собственности стали.

  1. 0+ Медиа, Россия
  2. MGA Entertainment, США (L.O.L., Poopsey)
  3. ГК Рики (Смешарики, Малышарики, Фиксики)
  4. Roi Visual, Южная Корея (Poli Robocar)
  5. Еntertainment One UK Limited, Великобритания (Peppa Pig, PJ Masks)

Общая сумма ущерба ими оценена в более чем 2 млрд. рублей.

 

Больше исков – больше контрафакта

 

Несмотря на масштабную судебную практику, количество «левых» игрушек, которые производятся без отчислений правообладателям, становится только больше. Эксперты называют для этого несколько причин. По словам руководителя практики по борьбе с контрафактом и серым импортом юридической компании Semenov&Pevzner Романа Пчелинцева, в 2022 году с рынка ушли западные игроки, поэтому продавцы активно занимали освободившуюся нишу, в том числе и с помощью контрафакта.

«Объем контрафактной продукции, определенно, увеличивается. В связи с приостановкой поставок лицензионной продукции некоторых брендов и возросшим спросом на такую продукцию недобросовестные участники рынка предпринимают попытки заработать, продавая контрафакт. Открытые заявления некоторых правообладателей об уходе с рынка РФ также стимулируют реализацию контрафактной продукции, - говорит эксперт. - По сравнению с предыдущим годом количество исков значительно не уменьшилось. Уже сейчас нашими доверителями подано более 800 исков за незаконное использование интеллектуальной собственности правообладателей. Самое типовое и распространенное нарушение – это реализация контрафактной продукции посредством офлайн продаж. Суммы компенсации разные, все зависит от допущенного нарушения и способа реализации контрафакта (розничная продажа, оптовая продажа, производство). Самый распространенный способ реализации контрафакта – розничная продажа, суммы компенсаций за такие нарушения варьируются от 10 до 100 тысяч рублей. Для остальных способов размер компенсации может достигать до 5 млн рублей».

В компании «Медиа-НН», которая представляет в судах интересы правообладателей, отметили, что за 2022 год подали более 10000 исков. Из них 99,9% были удовлетворены. На вопрос «Новых известий» о причинах роста объема контрафактной продукции, отметили снижение покупательской способности и поиск более дешевых игрушек.

«За последний год у потребителей значительно снизилась покупательская способность, что положительно влияет на покупку альтернативных товаров по доступным ценам, в том числе контрафактной продукции. Также на рост контрафакта влияет спрос на российские бренды. К ним значительно повысилась лояльность среди потребителей, что ежедневно увеличивает интерес и зарождает благоприятные условия для продажи среди недобросовестных продавцов, - рассказали в компании, - по нашей статистике, значительный рост количества контрафакта наблюдается на онлайн-площадках, в особенности на Wildberries и Ozon, что влечет значительные убытки для правообладателя. По нашим данным, количество контрафакта в 2022 году по сравнению с 2021 годом увеличилось в 2 раза, а статистика за первые месяцы 2023 года указывает на рост продажи количества нелегальной продукции в 6-8 раз. Важным нововведением 2022 года стала легализация параллельного импорта, то есть возможность ввоза в страну оригинальных товаров иностранных брендов без согласия правообладателя. Не смотря на то, что речь идет о легализации ввоза оригинальных товаров, мы наблюдаем в параллели увеличение количества контрафактной продукции тех же брендов. Поскольку владельцы ушедших из России брендов не осуществляют пресечение ввоза и продажи контрафактных товаров, негативная тенденция может только усугубляться».

В Ассоциации предприятий индустрии детских товаров рост контрафакта связывают со снижением административной нагрузки на бизнес и сокращением количества проверок.

«В 2022 году мы видим увеличение доли контрафактной продукции и в целом незаконного оборота детских товаров, - рассказал «Новым известиям» руководитель ассоциации Антонина Цицулина. – Мы связываем это со снижением контрольно-надзорных мероприятий, государством ограничены проверки, а также введением упрощенных мер подтверждения соответствия продукции требованиям технического регулирования, что позволяет недобросовестным производителям избегать ответственности. Анализ судебной практики по спорам, связанным с защитой товарных знаков детских брендов, проводимой АИДТ показывает, что  по сравнению с 2019 годом сумма ущерба выросла на 43,7%, количество исков увеличилось на 83,6%. В 2021-22 годах 28,5% всех поданных исков пришлось на российские компании. Основные категории, по которым произошло существенное увеличение: игрушки и игры, одежда и текстиль».

Покупают тех, кого показывают по телевизору

 

По словам владельца федеральной сети магазинов «Маркер-игрушка» Олега Витковского, игрушечные тренды идут следом за медийными. Чем больше по ТВ и он-лайн сервисах российских мультфильмов, тем, больше покупают соответствующие игрушки. И здесь уход из странных западных студий играет на руку и студиям и продавцам отечественных брендов.

«В последнее время мы видим тренд на потребление легального товара, - говорит он, - жесткие проверки, которые доводят до штрафов, иски от студий – все это на руку продавцам лицензионной продукции. Выбирая меду тем, чтобы купить что-то на китайском рынке или у официалов, небольшой магазин  все чаще выбирает легальный путь. Со штрафами контрафакт выйдет дороже лицензионной продукции. Мы видим, что интерес у конечного потребителя меняется. Спрос на игрушки формирует то, что ребенок смотрит.  Чем меньше будут показывать западные мультики, тем меньше будут покупать человека-паука и тем больше Чебурашку.  В целом резких перемен на рынке игрушек мы не видим. Да с уходом западных брендов стало чуть легче дышать, но Китай никуда не ушел, есть параллельный импорт. Скорее на продажи влияют не эти процессы, а демографическая яма. Меньше детей – меньше продаж. И это будет ощущаться еще лет 5-6. Пока не подрастет поколение бэби-бума и не родит уже своих детей».
Подпишитесь