Posted 21 февраля 2023, 06:40
Published 21 февраля 2023, 06:40
Modified 21 февраля 2023, 15:02
Updated 21 февраля 2023, 15:02
Александр Дыбин
В России появились первые случаи отзыва свидетельства безопасности конструкций транспортных средств (СБКТС). Его выдают при ввозе автомобиля в страну, и на основании этого свидетельства выдается ПТС – паспорт технического средства – основной документ, который закрепляет право собственности на авто. Без него машину нельзя зарегистрировать, нельзя получить номера, продать или купить, да и вообще передвигаться по дорогам.
О том, что такое может произойти, в Росстандарте начали говорить еще осенью, когда обратили внимание на лаборатории, которые проверяют ввозимые автомобили через Дальний Восток. Тогда чиновники отмечали, что фиксируют факты выдачи СБКТС без реальной проверки документов, а главное, несоответствие данных в документах и фактических параметров авто. Например, занижают мощность, чтобы сэкономить на налогах и страховке. Тогда в качестве примера называли одну из лабораторий, которая запросила у государства 15 000 бланков за одну неделю. Физически проверить такое количество авто силами одной организации просто невозможно. Отметим, в 2022 году на фоне массового ухода из России западных автопроизводителей, резко вырос поток подержанных авто из Японии и Кореи. По оценкам Японской ассоциации экспортеров подержанных автомобилей поставки машин с пробегом в Россию в 2022 году выросли на 32% и составили 213,5 тысячи авто.
По словам вице - президента Национального автомобильного союза Антона Шапарина, поток автомобилей с Дальнего Востока – не такой проблемный, как машины, въезжающие в РФ через Казахстан или Кыргызстан. Главная проблема этих машин в том, что они не соответствуют экологическим стандартам Евро-4 и Евро-5, а значит, даже в теории не могут быть легализованы в России.
«Мы говорим об этом с лета, - рассказал Шапарин, - Казахстанские или Кыргызские лаборатории выдают СБКТС с завышением экологического класса. В Казахстане машины Евро-0 легко и недорого превращаются в Евро-4 и Евро-5. Это основная проблема. Занижение мощности – более редкая ситуация. Так как это если и делают, то в российских лабораториях, а они чаще боятся рисковать. На такой фальсификации они заработают 50 000 прибыли на одной машине, но если вскроется, что получал 300 000 штрафа. А вот махинации с экологическим классом в Казахстане поставлены на поток».
Еще одна, пока скрытая часть айсберга – это манипуляции с таможенной стоимостью автомобиля. Эксперт полагает, что в ближайшее время к истории с перепроверкой импортных машин включится таможенная служба и покупатели получат проблемы еще и от этого ведомства.
«Сейчас сменился глава таможенной службы на фоне колоссального недобора сборов, - говорит Шапраин, - Думаю, мы увидим интерес к теме авто и растаможки на территории Казахстана еще и от этой службы. Знаю, что Росстандарт работает в связке с таможней. При этом, например, в Москве есть автосалоны, которые продают авто с завышенным экологическим классом, блогеры продвигают машины казахстанской растаможки. Думаю, что скоро купившие эти машины получат массу проблем».
Антон Шапарин, полагает, что в зоне риска десятки тысяч авто, ввезенные в Россию через Казахстан. В меньшей степени проблемы будут у машин, пришедших с Дальнего Востока. Есть еще один проблемный канал – Белоруссия.
«Там нет необходимости подделывать экологический класс, потому что машины из Европы. Но они, как правило, битые или утопленники, их покупают с аукционов страховых компаний, восстанавливают и продают. Еще одна проблемная категория – лизинговые машины, фактически, угнанные в Европе. В базе Интерпола есть данные об угоне, обмен информацией и взаимодействие по-прежнему идет и это может всплыть при регистрации и машину просто не поставят на учет. Риск очень высокий».
Авторынок в России стремительно несется в лихие 90-е, когда никто ни за что не отвечал. Еще недавно самым надежным продавцом были официальные дилеры, которые работали в правовом поле, а еще соблюдали жесткие требования западных компаний. Сейчас даже эти юрлица ввозят в Россию машины по параллельным схемам и оптимизируют затраты, оформляя их на физических лиц. Поэтому машина с дурным прошлым может попасться даже у приличной компании.
Что делать человеку, у которого отозвали ПТС из-за проблем с СБКТС? Скорее всего, смириться с убытками. Можно попробовать отменить сделку через суд и потребовать деньги с продавца. Но если это физлицо или фирма-однодневка, шансов крайне мало. Легализовать такой автомобиль тоже практически невозможно. В случае с экологическим стандартом правила жесткие, никаких лазеек для пересмотра решения нет. В случае с махинациями с мощностью автомобиля, возможно, получится снова пройти экспертизу и получить новый сертификат, но это круги бюрократического ада.
«Самое логичное, - идти к продавцу, спрашивать «зачем ты так со мной сделал», а продавца и след просты, он чаще всего в Казахстане и предъявить иск просто некому, - говорит Антон Шапарин, - Самое обидное, что при покупке таких машин люди ничего не экономят, их продают за полную стоимость, так же как и ввезенную легально. Всю прибыль получают те, кто придумал эту схему».
Можно ли как-то защититься и проверить авто до покупки? Проверка VIN-кода, скорее всего, ничего не даст, не во всех моделях прописан экологический класс. Единственный более-менее надежный способ – это покупка авто только у поставщика, который может показать таможенную декларацию, выданную именно Российской таможней, а так же именно российский сертификат безопасности, полученный от лаборатории внутри страны.
«Думаю, что Росстандарт представит какое-то системное решение этой проблемы, - говорит эксперт, - Но пока его нет».