Posted 3 февраля 2023, 07:29

Published 3 февраля 2023, 07:29

Modified 3 февраля 2023, 11:43

Updated 3 февраля 2023, 11:43

Гонки за роскошью: как российские чиновники закупают "правильные" иномарки

3 февраля 2023, 07:29
Сюжет
Санкции
Авторынок России в 2022 году оказался самым турбулентным. Большая часть производителей ушла: остановили заводы и прекратили продажи. Но чиновники не торопятся пересаживаться на «Лады» без кондиционеров и китайские марки. «Новые известия» выяснили, что придумали в сфере автомобильных госзакупок.

Александр Дыбин

Сегмент госзаказа за 2022 год ужался синхронно со всем авторынком. С одной стороны, многие госорганы перешли на режим экономии, с другой – машин в стране не было физически. Кроме того, возникли проблемы с запчастями, которые ударили и по чиновничьим автопаркам.  Этот тренд подтверждают и игроки рынка.

«В 2022 году наблюдали катастрофическое падение рынка новых автомобилей. Сокращение поставок, уход производителей и продолжающийся дефицит машин - причины "минуса" в 60%. На этом фоне объём госзакупок также снизился в количественных и финансовых показателях. При этом, изменён и сам ряд брендов по понятным причинам», - отметили в пресс—службе ассоциации российских автомобильных дилеров.

По оценке пресс-службы ГК «АвтоСпецЦентр», госзакупки автомобилей в России в 2022 году снизились на 18%.

«Снижение показателей в первую очередь обусловлено ростом цен на автомобили. Из-за введенных санкций и приостановки поставок, стоимость авто, которые остались в наличии у дилеров, выросла до 30%. многие модели, которые часто покупали для нужд госпредприятий, перестали продаваться в России, - сообщили в компании, - в рамках госзакупок автопарк пополняется моделями российского и китайского производства. На авторынке РФ есть еще проблемы с поставками комплектующих. Выйти из данной ситуации помогает параллельный импорт. Однако срок доставки составляет до 30-60 дней».

Рынок госзаказа авто, конечно, не ограничивается скандальными закупками премиальных лимузинов. Кассу дилерам делают и покупки машин попроще: для рядовых сотрудников, для различных служб вроде скорой, полиции, пожарных. Но за эту часть рынка тревоги как раз меньше всего. Вместо народных «Логанов» и   «Рапидов» сотрудникам теперь покупают «Гранты», путь и лишенные систем безопасности и минимальных удобств. А на замену бестселлеров среди чиновников средней руки –  «Короллы» и «Камри» от Toyota – уже пробиваются через дебри госзакупок китайские бренды.

«Министерства РФ прорабатывают закупки автомобилей китайских брендов класса люкс, кроме того, приобретают российские авто этого же сегмента, например, Aurus Senate, - рассказали «Новым известиям» в пресс-службе ГК «АВТОДОМ», - правительство Москвы планирует покупать для рабочих поездок автомобили бренда «Москвич». Для нужд правительства Ленинградской области в 2022 году поставлены авто из Китая. Несколько десятков отечественных автомобилей закупили для ведомств этого региона: экомилиции, Ростехнадзора, службы государственного архитектурно-строительного надзора области».

В компании подчеркнули, что в автопарки МВД, МЧС, скорой медицинской помощи в России, помимо автомобилей зарубежных брендов, входят и отечественные авто, и с начала 2022 года существенных изменений в техническом оснащении этих служб не произошло.

«Однако из-за снижения поставок запчастей ведомства рассчитывают в дальнейшем обновлять автопарки, главным образом, за счет российских автомобилей, а также китайских авто. Так, в прошлом году в МВД РФ было предусмотрено 4,5 млрд рублей на приобретение около 3 тыс. автомобилей», - подчеркнули в компании.

Если очень хочется

«Новые известия» изучили документацию на портале госзакупок за последние недели, а так же проанализировали, статистику госконтрактов крупных дилеров, а так же знаковых автопарков, которые обслуживают федеральные органы власти. В денежном выражении, аппетиты чиновников действительно сократились. Причем, некоторые автопарки в 2022 году сократили траты в два раза. Хотя найти автомобильных эстетов, которые несмотря на все ограничения все равно хотят кататься на подсанкционных моделях, можно. Есть в нашей подборке и чиновники, которым отказала скромность, и они, несмотря на всю риторику об экономии, не могут отказать себе в премиальных брендах.

Так среди свежих аукционов уже 2023 года обращает на себя внимание закупка "Свердловского государственного академического театра драмы", который хочет купить SKODA SUPERB. Начальная центра контракта 4,1 млн рублей. SKODA, как и ее коллеги по концерну VAG, как и ее конкуренты по немецкому автопрому уже давно ушли из России. Но вкус к хорошему чешскому бизнес-классу, еще остался. Чуть скромнее, запросы у чиновников из Иркутской области, которые выделили два миллиона на закупку SKODA Rapid. Это, конечно не элитная машина, чаще ее можно встретить в такси или каршеринге, но требовать именно ушедшую из страны марку странно. Так же поступает и "Финансовый университет при правительстве Российской Федерации" в госзакупках которого обнаружились три контракта по 5 млн каждый. Модель машины в документации прямо не указано, но выложена переписка с потенциальным участником торгов, который спрашивает, можно ли предложить аналог Toyota Camry? А университет ему отвечает: нет нельзя. Подайте именно Camry.

 

Статистика крупнейшего в стране дилера, компании «Рольф» пестрит контрастами. В 2020 году продавцу крупно повезло с госконтрактами, портфель закупок составил 3,5 млрд рублей. Но этот куш образовался благодаря крупным закупкам патрульных машин для МВД (2 млрд) и автобусов для Мосгортранса (600 млн). В 2021 году госконтрактов было уже на порядок скромнее – 183 млн. А в санкционном и напряженном 2022 – 232 млн.

Среди крупных контрактов прошлого года – закупка за 33 млн 8 авто Hyundai Sonata для Верховного суда РФ. Аппарат губернатора Оренбургской области купил семь Hyundai Elantra за 17 млн, автохозяйство республики Дагестан четыре Hyundai Sonata за 14 млн. А администрация Лабытнанги практически урвали последние три Mitsubishi Outlander по 3,5 млн за штуку.  

Продавались и премиальные машины. Так, "Национальный медицинский исследовательский центр оториноларингологии федерального медико-биологического агентства" купил GENESIS за 8,8 млн, а полномочное представительство Республики Бурятия при президенте РФ приобрело некое авто за 5 млн, но марку из документов, опубликованных на портале госзакупок установить не удалось. Есть и закупка, которая звучит как анекдот: муниципальное автономное учреждение "Культура-сервис"  из поселка Залари Иркутской области купило поддержанный автомобиль Lexus RX350 за 4,5 млн.

Статистика еще одного крупного дилера, компании «Авилон», еще более показательна. В 2021 он заработал на госзакупках 1,9 млрд рублей, в 2022 – только 479 млн. В прошедшем году дилера поддержала Росгвардия, которая купила более 100 Hyundai Solaris и  Hyundai Sonata. 87 млн принесло ФГБУ «АВТОТРАНСПОРТНЫЙ КОМБИНАТ», купившее 11 машин элитной марки Genesis.

А что покупатели? Мы изучили и контракты трех автохозяйств, которые обслуживают правительство РФ, министерства, федеральные учреждения и Госдуму: ФГБУ «АВТОБАЗА № 2», «ТРАНСПОРТНЫЙ КОМБИНАТ "РОССИЯ" и "АВТОТРАНСПОРТНЫЙ КОМБИНАТ". Эти структуры в 2022-м тоже ужимались, причем как в плане покупки авто, так и в плане обслуживания своего парка.

Так, «АВТОБАЗА № 2» сократила свои траты в два раза – до 300 млн в 2022 году, включая бензин, коммуналку и прочие расходы с авто напрямую не связанные. Самая большая автомобильная статья расходов - поставка запасных частей для марок БМВ, Форд, Хендэ, Генезис – всего более чем на 70 млн рублей. В два раза урезал траты "ТРАНСПОРТНЫЙ КОМБИНАТ "РОССИЯ" – до 588 млн. ФГБУ "АВТОТРАНСПОРТНЫЙ КОМБИНАТ" сократился в три раза: с 1,2 млрд до 412 млн. В 2021 году структура успела купить

39 BMW 750Li xDrive М Sport Pro и 30 Hyundai Sonata на общую сумму 500 млн. В 2022-м году тратили только на запчасти.

Обратной оказалась ситуация в закупках учреждения "СМОЛЬНИНСКОЕ", которое занимается автопарком правительства Петербурга. Эта структура в 2022 году наоборот увеличила траты более чем в два раза – до 722 млн рублей. В прошлом году для чиновников северной столицы было куплено 60 Hyundai_Sonata за 150 млн и 21 Genesis за 137 млн. Аналогичная структура в столице - ГБУ «АВТОХОЗЯЙСТВО» почти не изменила объем трат - 176 млн рублей. Закупок автомобилей учреждение в 2022 году не проводило. А вот «АВТОХОЗЯЙСТВО» Московской области, чуть сократило траты – до 900 миллионов, большая часть этой суммы – 528 млн ушли частной компании «МОСОБЛТРАНС-1» за аренду автомобилей, на которых возят чиновников.

По словам вице - президента Национального автомобильного союза Антона Шапарина, с содержанием иномарок, которые за последние годы купили различные госорганы могут возникнуть сложности, но решать их будут не чиновники, а подрядчики.

«С обслуживанием все сложнее, тот же Genesis, на который чиновники активно пересаживались последние годы показал проблемы с расходниками, есть понятные сложности с немецким автопромом, - говорит эксперт, - но это трудности организаций которые обеспечивает ремонт, с которыми заключен договор. Но с учетом размера контрактов, там есть деньги и для подорожавших запчастей».

Как рассказал «Новым известиям» сотрудник автопредприятия, обслуживающего парк правительства одного из регионов, в 2022 году действительно был трудности с ремонтом.

«С мелкосрочным разобрались, но если нужно что-то более серьезное, машина на долго уходит в простой, - рассказал собеседник, - Polo, на котором работал мой коллега простоял пять месяцев в ожидании новой запчасти. И так со многими моделями».

Следите за руками

Тема закупок авто для чиновников часто вызывает скандалы, особенно, когда покупаются люксовые автомобили. Поэтому за эти годы нашли массу способов купить интересную машину и не привлечь к этому внимание. Например, дорогое авто могут закупать подведомственные предприятия МУПы, ГУПы или акционерные общества. Им проще провести закупку в тишине, не публикуя полного пакета документов.

«Потом этот МУП «выясняет», что содержать лимузин от BMW слишком дорого, - говорит знакомый со схемой собеседник, - директор пишет своего учредителю «заберите, снимите с баланса», так машина перемещается в госструктуру, для которой изначально и планировалась».

Бывают примеры, когда машину продают вместе с юрлицом. Так произошло в Челябинской области, когда в гараже уже бывшего губернатора Бориса Дубровского появился новый BMW. Но обнаружить закупку не удалось. Тогда же журналисты выяснили, что незадолго до появления этой машины, бывшее госпредприятие, переведенное в форму ООО, но по прежнему принадлежащее региону «Протокол», которое занималось организацией официальных мероприятий, поглотило никому неизвестную фирму. А незадолго до этой сделки уставный капитал фирмы вырос в 9000 раз с 10 тысяч рублей до почти 10 миллионов. Предполагается, что это стоимость той самой машины. Правда насладится приобретением губернатор не успел, его отправили в отставку вскоре после появления в гараже BMW.

Еще один лайф-хак – это аренда авто. Многие госструктуры не покупают дорогие машины, а просто арендуют их. Как правило, это подается, как способ сэкономить.

«Ситуация, которая складывается сейчас интересная, - говорит вице - президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин, - высшие чиновники эксплуатируют авто, которые в аренде, и поэтому могут позволить себе любые машины. Например, разгорается скандал с Land Cruiser 300, которые эксплуатируют в Башкортостане, они принадлежали благотворительному фонду, а потом оказались в гараже чиновников. Получается, как в анекдоте «Папа теперь ты будешь меньше пить? Нет, теперь ты будешь меньше есть». Элитные машины в парках чиновников останутся, просто это будет дороже, а все сложности с обслуживанием и логистикой лягут на фирмы, которые их предоставляют. Насчет замены иномарок китайскими авто, тут сложнее. Китайцы представлены в основном кроссоверами, а это не очень популярный среди чиновников кузов, больше ценятся седаны и минивэны. Думаю, если мы немного подождем, то увидим у чиновников все те же немецкие авто, к которым они давно привыкли».

Подпишитесь