Posted 1 февраля 2023, 12:21
Published 1 февраля 2023, 12:21
Modified 1 февраля 2023, 12:23
Updated 1 февраля 2023, 12:23
Поправки в КоАП РФ, которые предусматривают штрафные санкции для провайдеров за неустойчивый сигнал, были приняты еще в 2020 году в рамках пакета законов о суверенном интернете. Фиксация наказания за перебои со связью была отложена на начало 2023 года. Отмечается, что ответственность предусмотрена для операторов связи, собственников или иных владельцев технологической сети, которые не смогли обеспечить устойчивую работу связи. Размер штрафов не большой: граждан составит от трех тысяч до пяти тысяч рублей, для должностных лиц — от пяти до десяти тысяч, для ИП — от десяти до двадцати тысяч и для юридических лиц — от тридцати до пятидесяти тысяч рублей.
Опрошенные «Новыми известиями» операторы связи и эксперты, отмечают, что пока не ясно, как именно будет работать норма. Но собеседники сходятся во мнении, что вряд ли операторов будут штрафовать по жалобам абонентов на плохую связь.
Юрист, член комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций Павел Катков отметил, что заниматься этим вопросом будет Роскомнадзор.
«Полагаю, Роскомнадзор, как регулятор, будет в порядке своих проверок определять, соблюдаются ли нормы закона. Не исключаю, что в будущем введут системы постоянного технического контроля, но пока таких данных нет, - отметил эксперт, - GR-подразделения компаний, которым нововведение повышает регуляторную нагрузку, должны были отследить этот момент и работать с документом с точки зрения его сбалансированности. Соответственно, либо они это пропустили, либо так сработали, либо ничего не смогли сделать».
Руководитель агентства Telecom Daily Денис Кусков отметил, что, скорее всего, штрафы будут назначать при каких-то глобальных проблемах с инфраструктурой связи.
«Понимания, как это будет работать, пока нет, - говорит эксперт, - операторы действуют по закону о связи, и пока ничего нового относительно этих принципов нет. Оператор должен обеспечивать устойчивую связь, например не более 5% разрывов в Интернете. Это не значит, что если человек не смог выйти в интернет или не смог дозвониться, он пишет жалобу и оператора штрафуют, и ему все возмещают. Если за какой-то период времени, когда человек хотел получить слугу, что-то не получилось, но большую часть времени все работало, операторов наказывать не будут. Проблемы могут возникнуть, если, например, выходит из строя базовая станция и может не работать интернет у целого квартала в течение нескольких дней. Но такое происходит категорически редко».
В пресс-службе компании Tele2 «Новым известиям» заявили, что вступившие в силу нормы вообще не относятся к пользовательскому опыту.
«Tele2 строго следует требованиям российского законодательства, и исполнение данного регулирования не исключение. Оно предполагает обеспечение бесперебойного энергоснабжения и использование средств связи, соответствующих требованиям информационной безопасности. Требования запрещают гарантийную техподдержку и модернизацию средств связи иностранными компаниями, несанкционированное удаленное обновление или управление ими с территории иностранного государства, несанкционированную передачу информации об инфраструктуре. Резюмируя, речь идет не об устойчивости мобильного интернета с точки зрения клиентского опыта, а о требованиях к инфраструктуре операторов в контексте в первую очередь информационной безопасности», - отметили в компании.
Поправки принимались в 2020 году, но в 2022-м ситуация на рынке телеком резко изменилась. После начала СВО ряд важных поставщиков оборудования для работы сетевой инфраструктуры отказались работать в России. Так американская Cisco, европейские Nokia и Ericsson и еще несколько вендоров перестали поставлять в Россию оборудование. Китайские Huawei и ZTE прямых запретов не вводили, но поставлять оборудование перестали. В течение года Nokia все же пробила ограничения, получив разрешение исполнить взятые обязательства по контрактам. Но глобально, страна осталась без оборудования. Решать проблему предлагается двумя способами: в пожарном режиме создавать российские аналоги и настраивать их массовый выпуск, либо параллельный импорт.
Денис Кусков из Telecom Daily отмечает, что с момента ухода вендоров прошло слишком мало времени, чтобы это повлияло на качество связи. Но у операторов есть еще год, чтобы найти решение проблемы.
«Иностранное оборудование ушло, роутеры и маршрутизаторы, которые устанавливаются клиентам компании приобретают в Китае, но базовые станции ушли, - говорит эксперт, - не думаю, что до конца года это приведете к большому падению скоростей. Хотя, по данным нашего приложения «Мегабитус», скорости за год снизилась порядка на 2 Мбит/с . Но это пока не критично. Если в 2024 году не появится отечественное оборудование, это может привести к снижению скоростных характеристик и качеству связи».
В пресс-службе компании «Ростелеком» отметили, что поддерживают разработку российского оборудования с 2014 года.
«Мы уже является якорным заказчиком в целом ряде проектов, направленных на развитие не только производителей телекоммуникационного оборудования, но и отечественных производителей электронно-компонентной базы. Данные проекты охватывают основное магистральное и серверное оборудование, - заявили в компании. - В декабре прошлого года завершили строительство подводной волоконно-оптической линии связи Петропавловск-Камчатский — Анадырь, проложенной в прибрежной акватории Берингова моря. Несмотря на увеличившиеся сроки поставок и изменившуюся стоимость закупки клиентского оборудования, нам удалось оперативно стабилизировать этот процесс внутри. На сегодняшний день мы имеем достаточный запас на складах. Мы максимально сохранили цены для продажи».
В компании Tele2 заявили, что за 2022 год качество интернета не упало, несмотря на общие проблемы с поставками оборудования.
«У нас есть достаточные запасы оборудования для сохранения и улучшения качества услуг. Мы не наблюдаем деградации качества технического сервиса, - сказали в компании, - несмотря на сложности с поставками в 2022 году мы продолжили реализовывать проекты технического развития: в сентябре запустили сеть в Хабаровском крае. Совместно с другими операторами и отечественными поставщиками мы прорабатываем различные сценарии создания, тестирования и эксплуатации российского оборудования в рамках индустриального центра компетенций».