Иван Зубов
Интересные события разворачиваются в последнее время в Молдове. Как известно, 10 февраля в отставку ушло правительство Натальи Гаврилицы, и в тот же день президент Майя Санду страны выдвинула на пост премьера кандидатуру Дорина Речана (на фото).
И вот новый премьер-министр страны уже делает первые и весьма громкие заявления о том, что Молдова не должна путать оборону с нейтралитетом, поскольку он не застрахует страну от агрессии. А кроме того, по его словам, непризнанная Приднестровская республика должна быть демилитаризована и российские войска должны выйти из нее, а после этого жителей региона нужно будет интегрировать в социальную и экономическую жизнь страны:
«Мы должны добиться одной фундаментальной вещи — демилитаризации. После этого следует все остальное, и очень важна экономическая и социальная интеграция наших граждан, которые там находятся, но на первом месте — демилитаризация. Это зависит от многих вещей, но в какой-то момент это будет решено. В Молдове идет гибридная война, где Москва пытается захватить демократические процессы, и нельзя делать вид, что опасности нереальны, что не нужно укреплять возможности для защиты страны. Демилитаризация Приднестровья должна быть достигнута путем эвакуации российских войск и демилитаризации местных жителей. (…) Если мы не будем прилагать усилий для укрепления обороноспособности, то что мы будем делать?"
Сама же Майя Санду тоже предупредила, что Россия планирует с помощью протестов оппозиции и с привлечением людей с военной подготовкой, а также граждан России, Беларуси, Сербии и Черногории дестабилизировать ситуацию в Молдове.
Во время своего выступления в Мюнхене на конференции по вопросам безопасности, она заявила, в том числе, следующее:
«Нейтралитет не может защитить нас, но очень многие люди в Молдове подвержены пропаганде и не поддерживают отказ от нейтрального статуса».
Между тем в минувшие выходные в Молдове прошли антиправительственные демонстрации, участники которых потребовали отставки Майи Санду, но не по политическим, а по сугубо социальным и экономическим мотивам. Вице-председатель пророссийской партии «Шор» Марина Таубер заявила, что основное требование — возврат населению денег, потраченных на оплату коммунальных услуг.
Администрация США уверена, что это Россия пытается дестабилизировать ситуацию в Молдове. Госсекретарь Энтони Блинкен заявил по этому поводу во время своей встречи в Мюнхене с Майей Санду: «Мы глубоко обеспокоены некоторыми заговорами, которые, как мы видели, исходили из России, чтобы попытаться дестабилизировать правительство», - передает CNN.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин объясняет, что особенность молдавской внутриполитической ситуации – в расколе оппозиции, в стане которой, в силу разных причин, отсутствует интегрирующая фигура. К тому же, по его словам, коль скоро с Россией Молдова не граничит, а авиасообщение в этой стране контролируется, каким образом Россия сможет устроить там дестабилизацию, совершенно неясно.
«Добавим к этому социологические данные. Опрос, проведенный компанией CBS-Research, показал, что если бы президентские выборы состоялись в ближайшее воскресенье, то Санду получила бы 28,2%, Додон – 17,6%, Чебан – 8,5% (таким образом он оттянул на себя часть электората социалистов). Шор не был включен в список, так как он не достиг 40-летнего возраста, но инициативно его назвали 4,2% респондентов – это немало, но не запредельный результат…» - поясняет эксперт.
Нет, по его мнению, пока что реальной возможности и для объединения страны с Румынией. Опросы свидетельствуют о том, что хотя количество сторонников этого за последнее десятилетие увеличилось, но большинства у них пока что нет. (опросы называют цифры в промежутке между 37% и 42,5% молдаван, выступающих за союзные отношения с соседней Румынией, но большинства у них нет.
«Вряд ли события в Молдове будут развиваться по радикальному сценарию. Более вероятно, что основные игроки будут ориентированы на президентские выборы 2024 года, которые в там пройдут почти одновременно с румынскими - синхронизация двух кампаний может стать основанием для дополнительного продвижения объединительной идеи», - заключает Макаркин.