Posted 14 февраля 2023,, 15:12

Published 14 февраля 2023,, 15:12

Modified 21 февраля 2023,, 14:32

Updated 21 февраля 2023,, 14:32

Что изменил в науке и сознании людей метеорит, упавший 10 лет назад у Челябинска

14 февраля 2023, 15:12
Фото: Музей истории Южного Урала
15 февраля большинство жителей Челябинска отмечают второе рождение. 10 лет назад над городом взорвался метеорит. Тогда вся страна отделалась легким испугом, но летел бы он чуть иначе, все могло бы пойти по-другому. Какой след в истории оставило это событие космического масштаба?

Александр Дыбин

Челябинский метеорит упал 15 февраля 2013 года. Примерно 9:20 над Челябинском произошла яркая вспышка, которая обратила на себя внимание всего города. Через минуту до земли дошла ударная волна, которая выбила стекла в тысячах зданий. Самые серьезные разрушения, которые произвел метеорит: обрушилась стена старого цеха Цинкового завода, а еще повело конструкции ледового дворца «Уральская молния», к которым были вопросы и без метеорита. Несколько человек получили порезы осколками. В основном это были те, кто плохо учил ОБЖ, где объясняли, что после яркой вспышки надо прятаться, а не стоять у окна, снимая происходящее на телефон. Самую серьезную травму получила женщина, упавшая в момент прохождения ударной волны, она сломала руку. Сам метеорит, оставив на небе пылевое облако, пролетел чуть дальше и упал в озеро Чебаркуль, в нескольких километрах от одноименного городка.

Видео: Музей истории Южного Урала

Тот факт, что это было второе рождение, люди осознали чуть позже. Ученые объяснили, что траектория полета была исключительно удачной: пролетел мимо, упал в воду. А мог упасть и на город, а мог войти в атмосферу в другом месте, а значит, ударная волна была бы сильнее. Когда метеорит распилили, перекрестились даже астрофизики. Он оказался каменным, а значит более хрупким, чем металлический. А еще когда-то давно он уже переживал столкновение и летал недалеко от солнца, из-за чего стал еще более рыхлым, а потому, менее опасным.

«Мой самый страшный день рождения»

"Так получилось, что 15 февраля у меня день рождения, - рассказывает журналист из Чебаркуля Любовь Рудометова, в 2013 году работавшая пресс-секретарем мэрии, - в тот день мы поехали в город Аша, где должно было состоятся мероприятие с участием глав малых городов Челябинской области. Но прибыв на место увидели суету. Никто не понимал, что точно случилось, так как информация приходила обрывками из Челябинска, где повыбивало стекла в зданиях, были ранены люди… Мимо нас проходил мужчина он у меня серьезно так спросил: «Вы из Чебаркуля?». Я ответила «Да». Он сначала замолчал, а потом тихо сказал, что в новостях по Первому каналу показали, что Чебаркуля больше нет.

Мы стояли как вкопанные и какое-то время молча смотрели друг на друга. А затем достали телефоны и начали звонить домой. У меня дома остались мои дети – сын и дочь. Трубка телефона все молчала, а я стояла и раз за разом набирала номер сына, по лицу текли слезы. С тысячного раза, в трубке пошли гудки. Я уже была на грани истерики, как услышала голос сына: «Мама ты слышала, у нас упал метеорит» - оживленно в трубку мне говорил сын. А я стояла и плакала от бесконечного счастья, что мои дети, мои родные и близкие живы, что Чебаркуль есть.

В ночь с 15 на 16 февраля в Чебаркуль прибыла первая иностранная группа журналистов из Японии. Об их прибытии мы узнали утром из полиции. Гости прибыли в город ночью, когда все было закрыто. Почему то, японцы решили, что февраль на Южном Урале не слишком морозный, а в те дни температура воздуха ночью опускалась ниже 25 градусов по Цельсию. В Чебаркуль они приехали в легких куртках и кроссовках. Они поняли, что обратиться им некуда, так как ночь на дворе, примерно с час они бродили по городу и сильно замерзли, случайно их встретил патруль полиции, которому они рассказали кто они и откуда, после чего журналисты были доставлены в городское отделение полиции, где их отогревали горячим чаем".

Метеорит принес новую форму углерода

Пожалуй, главное наследие метеорита – это вклад в науку. Это первое такое событие, которое было зафиксировано с тысячи разных ракурсов. Кроме того, были найдены тонны метеоритного материала.

- Пик научных исследований пришелся на первые годы после падения Челябинского метеорита, - рассказывает ректор Челябинского госуниверситета Сергей Таскаев, - основными вопросами в этот период были: что из себя представляет сам метеорит и из чего он состоит, откуда он прилетел, каков его возраст, начальная масса, куда упал и где находится (и есть ли он) основной фрагмент метеорита, и, в конце концов, насколько опасно падение подобных космических тел.

- Какие самые яркие и интересные можно назвать? Какие выводы сделали ученые?

- На мой взгляд, самыми интересными исследованиями являются те, что проводятся с применением новых методов или новых исследовательских установок. В частности, это исследования методами 3D-томографии, методами синхротронного излучения, ионной микроскопии, нейтронографии и пр. Такой подход позволяет глубже заглянуть внутрь материалов космического происхождения, точнее определить их свойства. Исследований проведено очень много. Одно из недавних, например, связано с тем, что изучая фосфаты U-Pb и микроструктуру метеорита, ученые сделали вывод, что Челябинский метеорит в прошлом был частью большего тела, участвовавшего в образовании нашего спутника Луны.

- Чего нового наука узнала о челябинском метеорите в частности или вселенной в общем?

- Например, насколько мы защищены от падения такого рода тел. Многие помнят массовые повреждения от ударной волны и часто задаваемый вопрос: а что было бы, если бы этот метеороид долетел до поверхности земли? Мы отдельно изучали этот вопрос, и оказалось, что наша атмосфера очень хорошо защищает нас от падения каменных метеоритов подобного размера. Но только от каменных, к которым и относится этот случай, а такого рода метеориты составляют примерно 93%. Мы изучили различные модели падения тел подобного размера: под разными углами входа в атмосферу, с различными скоростями и оказалось, что основное энерговыделение происходит на высотах свыше 20 км. И чем быстрее летит метеороид, тем быстрее он сгорает в атмосфере, т.к. выделение энергии в результате трения пропорционально квадрату скорости падающего тела. Отдельно отмечу, что процесс энерговыделения происходит не в одной точке, а распределен на участке траектории, что делает воздействие от сгорания (взрыва) не таким драматичным. Другими словами, шансов долететь в первоначальном состоянии до поверхности у метеороида не было. Но это касается только каменных метеоритов, в случае падения железных (это примерно 5% от зарегистрированных метеоритов) или железокаменных (примерно 1% от всех) это уже не работает. Хотя такие падения крайне редки, но последствия от них влияют на всю планету в целом. Самый большой известный кратер на планете Земля расположен на земле Уилкса в Антарктиде и имеет диаметр порядка 500 км. Остался он от падения большого космического тела с диаметром примерно несколько десятков километров 250 млн лет назад. Это падение, по-видимому, было толчком к массовому вымиранию в пермский период, приведшему к вымиранию 96 % всех морских видов и 73 % наземных видов позвоночных.

- В ЧелГУ тоже сделали открытие, изучая метеорит, расскажите о нем?

- Идея собрать пыль после падения Челябинского метеорита принадлежит моему коллеге Николаю Горькавому. Только после того, как мы собрали эти образцы, поняли насколько уникальный материал оказался в наших руках, дело в том, что ни до, ни после никому не удавалось собрать метеоритную пыль в такой концентрации, как после падения Челябинского метеорита. Ранее при исследованиях фрагментов пыли было сформировано устойчивое мнение о микрометеоритах как о сферических частицах с явным признаком оплавления. Однако, кроме них также обнаруживались и другие объекты, например, нитевидные включения, наблюдаемые в ледяных кернах, собранных во льдах Антарктиды. Они считались случайной примесью земного происхождения. Образование таких минеральных нитей в природе известно давно. При извержении вулканов холодный воздух срывает с расплавленной породы капли и вытягивает их в нити, так называемые «волосы Пеле», которые могут разноситься потоками ветра на огромные расстояния. Как показывают результаты нашего исследования, такие нити могут образовываться также и при сгорании болидов, что позволит пересмотреть доказательную базу датировки падения в прошлом больших каменных метеоритов. Это первое. Второе - углерод имеет множество аллотропных модификаций – от графита до алмаза, от карбина до фуллеренов и нанотрубок. Нам удалось найти новую форму существования углеродных материалов, которая образовалась при сильных внешних воздействиях, существовавших во время падения метеороида, в результате кристаллизации дисоциированного углерода из углекислого газа атмосферы на фуллеренах и нанотрубках, концентрация которых в атмосфере отлична от ноля. Практическая значимость этого исследования обуславливается изучением материалов, потенциально пригодных для использования. Однако данное исследование направлено на изучение достаточно редких объектов и более является фундаментальным, нежели прикладным, вместе с тем, показана возможность существования очень необычных упорядоченных углеродных структур, возможно, с потенциалом применения на практике.

Метеорит в цифрах

Челябинский болид — самый крупный за последние 100 лет, второй по мощности взрыва после Тунгусского.

Вес — 13 тысяч тонн.

Скорость движения астероида составляла 19 км/с. Самая удалённая часть его орбиты лежит в главном поясе астероидов, расположенном между Марсом и Юпитером.

Возраст почти совпадает с возрастом Солнечной системы — 4,56 млрд лет.

Состав: 90% — силикаты, 5% — сульфиды и 5% — железо и никель.

Поверхности земли достигло не более 1%, остальное испарилось или превратилось в мелкую пыль.

След в истории

Интересно, что упавший метеорит существенно изменил ход политической истории региона. Стихийное бедствие помогло удержаться на посту губернатору Челябинской области Михаилу Юревичу. В те годы он вел жесткую войну против группы коммерсантов и силовиков. Межэлитный конфликт уже заметили в Москве и было принято решение об отставке главы региона, но прилетело небесное тело. Оставлять область без управления в кризисной ситуации не стали, хоть последствия и не были катастрофическими. Но все же, пришлось экстренно восстанавливать остекление в тысячах домов. Для этого нужно было найти материалы, организовать их поставку с оплатой задним числом, подрядить сотни оконщиков, которые сутками занимались восстановлением стеклопакетов и т.д. Уже постфактум понятно, что метеорит отсрочил отставку Юревича почти на год.

Стал мемом и локальным брендом. Вскоре после падения метеорит попытались встроить в не самую развитую туристическую сферу Челябинска. Так появились футболки и кружки с надписью «ничего так не бодрит, как с утра метеорит». Местная кондитерская фабрика вспомнила, что еще в советские годы были такие конфеты «Метеорит», и их начали выпускать с привязкой к событию. Кто-то выпустил автомобильный ароматизатор с запахом метеорита. Но все это вскоре заняло свое место на единственном туристическом развале в центре города между красными труселями и поделками из камня.

Пару лет в Челябинске обсуждали проект памятника, чтобы увековечить это событие. Но запала хватило только на обсуждение. Памятники, весьма скромные, появились в Чабаркуле. На акватории озера закрепили буй с табличкой, а на берегу – большую стелу. Через пять лет разговоры о том, что метеорит даст невероятный толчок туризму небольшому городку с курортным потенциалом (Чебаркуль расположен среди пяти озер и вблизи заповедника) окончательно стихли. Журналист Любовь Рудометова считает, что вся метеоритная тема сошла в городе на нет из-за того, что администрацию захватили коррупционные скандалы и реализовать полученный заряд пиара просто было некому.

«Пятилетие падение метеорита в феврале 2018 года отметили скромно и можно сказать силами общественности. Затем данная тема затихла почти совсем. Причиной могли послужить коррупционные скандалы в муниципальной власти города. Да и Челябинская область также сотрясалась от подобных скандалов. По моему мнению, власть имущим было не до метеорита от слова «совсем», - рассуждает собеседница «Новых известий», - между тем, данная тема полностью не угасла. В Чебаркуле есть магазин «Чебаркульский сувенир», где можно приобрести магниты, кружки, шоколад и прочие изделия метеоритной тематики, в городском краеведческом музее есть экспозиция, посвященная метеориту. Россияне по-прежнему приезжают на отдых в наш город и посещают, в том числе и место падения».

Одно из немногих мест, где сохраняют память об этом событии – музей истории Южного Урала, где хранится самый большой обломок метеорита, поднятый со дна озера. Эта точка обязательна к посещению, если вы приедете в Челябинск. Директор музея Владимир Богдановский в беседе с корреспондентом «Новых известий» предположил, что миллионный Челябинск просто поглотил метеорит в информационном плане.

«Если бы это все произошло в каком-то небольшом городе, в котором нет такой мощной промышленности, который бы не был флагманом по многим параметрам в России, тогда бы это был переворот, все внимание и общественности и гостей конечно было бы на метеорите, это была бы реклама, - говорит он, - а у нас миллионный город. Все равно внимание какое-то время было огромное. Был потом подъем, потом спад интереса. Сейчас подъем в связи с 10-летимем. И это адекватно городу и его заботам. Все гости особенно зарубежные в обязательном порядке приходят к нам, посмотреть на метеорит. Люди своих гостей, родных, близких, тоже приводят. И это здорово. По нашим оценкам метеорит увеличил посещаемость музея на 30%. Нужно ли городу что-то большее? Говорят об отдельном музее, памятнике или улице. Это спорный вопрос. Будет ли отдельный музей так же эффективен, как наша экспозиция, которая работает в связке с другими залами, посвященными истории региона? Я думаю, что сейчас внимание к метеориту достойное и со стороны СМИ, и со стороны гостей и жителей. И малейшая новость о нем разлетается. Как это было, когда внезапно поднялся купол, которым накрыт метеорит. Мы до сих пор об этом говорим и гадаем, почему это произошло. Мы провели все исследования, вмешательства человека здесь не было, но и другого не доказал никто, что это было из-за какого-то явления. При этом новость об этом буквально облетела весь мир. Я думаю, что здорово, что у нас, как у региона, есть такой дополнительный привлекательный элемент, но надо работать  самим, продвигаться своей продукцией и своей работой».