Posted 26 октября 2022,, 12:24

Published 26 октября 2022,, 12:24

280 миллионов лет могут выживать в анабиозе бактерии на Марсе

26 октября 2022, 12:24
Фото: MICHAEL J DALY/SCIENCE PHOTO LIBRARY
После процесса, напоминающего сублимационную сушку, бактерии способны выживать в условиях интенсивной радиации сотни миллионов лет.

Наши шансы обнаружить следы жизни на Марсе выросли – американские исследователи обнаружили, что на Красной планете могут существовать микроорганизмы, способные выживать в условиях мощнейшей радиации сотни миллионов лет, то есть гораздо дольше, чем предполагалось. Открытию сотрудников Северо-Западного университета в Иллинойсе посвящено исследование, опубликованное в журнале Astrobiology, сообщает NewScientist.

В предыдущих экспериментах, авторы которых пытались проверить потенциальную выживаемость микроорганизмов в условиях Марса, в основном использовались гидратированные бактерии при комнатной температуре. Некоторые из них показали способны выживать до миллиона лет. Ученые из Иллинойса поступили иначе: они высушили различные бактерии и дрожжи, заморозили их, а после этого подвергли воздействию радиации, напоминающей марсианскую.

В числе «участников» эксперимента была бактерия Deinococcus radiodurans, известная как «Конан-бактерия» и «супергерой бактериального мира» – в Книге рекордом Гиннеса она упомянута как «самая выносливая из всех известных бактерий». Deinococcus radiodurans способна выдерживать кислотные ванны, высокие и низкие температуры и радиацию. Маловерятно, что такая бактерия обитала на Марсе, однако там могло существовать нечто похожее. В эксперименте также участвовали одна дрожжевую палочку, три бактерии Bacillus и кишечная палочка – бактерия, встречающаяся в нижних отделах кишечника теплокровных организмов.

Процесс дегидратации и заморозки, напоминающий сублимационную сушку, которой подвергают продукты для удлинения срока годности, увеличивает жизнестойкость микроорганизмов до феноменальных масштабов. На Марсе такая сушка вполне вероятна, учитывая, что эта планета сухая и холодная. Deinococcus radiodurans и другие образцы, которые участвовали в эксперименте, радиация задевала настолько слабо, что, по оценкам ученых, они могли выживать в течение 280 миллионов лет. Если в этот промежуток времени разогреть их и увлажнить, бактерии могли бы выйти из анабиоза. Например, если на поверхность Марса упадет метеорит с небольшим количеством воды, бактерии могут «ожить». Тем не менее вероятность этого очень невелика, поскольку, по подсчетам, Марс высох около 3 миллиардов лет назад – за это время даже самые жизнестойкие бактерии должны были умереть.