Дмитрий Михайличенко, политолог, доктор философии
В конце прошлого года глава государства подписал указ, освобождающий от декларирования доходов и сведений об имуществе чиновников, командированных на территории, на которых продолжаются военные действия. Также была приостановлена на время СВО практика публикации деклараций о доходах и имуществе всех чиновников, которая создавала каскад инфоповодов в СМИ, в том числе и региональных.
Недавно опубликованный видеоролик, в котором депутат Курской областной думы бахвалится своим отдыхом в Мексике, получил очень широкий резонанс. Желающему похвастаться своей хорошей жизнью региональному политику выписана показательная порка, которая идет полным ходом в масс-медиа и может завершиться лишением мандата.
Госвласть на этот кейс отреагировала понятным образом: послан дисциплинирующий бюрократию сигнал о недопустимости публикаций в соцсетях не только фактов зарубежного отдыха, но и атрибутов роскоши чиновников.
Тенденция на функционирование бюрократии в закрытом режиме прослеживается отчетливо. Бюрократии в России уготована модель советской номенклатуры: тогда не было соцсетей и возможностей ездить за границу было намного меньше, а сама бюрократия было серой, ее представителей демагогически называли «слуги народа». Основным отличием от остальных было не богатство и роскошь, а власть и возможность решать судьбы людей.
В нынешних условиях общественный контроль за властью полностью выхолащивается, а сама бюрократия превращается в некую пока еще аморфную общность, которая имеет предпосылки стать сословием или полузакрытым классом.
Однако сама гражданская номенклатура непривычна к таким изменениям, и они не вызывают у нее оптимизма. Это силовики приучены жить без соцсетей и выездов за границу. Поэтому silovikiзация бюрократии и депутатского корпуса, которая происходила еще до СВО, только усилится, и предпосылок для формирования силовой бюрократии все больше.
Ну а сама бюрократия с закрытыми соцсетями и лишенная возможности выехать за границу будет еще более рьяно отучать от этих «вредных привычек» податное сословие, то есть остальную часть социума. То есть тут и дисциплинирующий эффект для самой бюрократии, и ориентация ее на «правильную» работу с населением по принципу: «нечего по Венам и Берлинам мотаться, нужно развивать внутренний туризм».
Это все вызывает дискомфорт наделенных властью, так как многие из нынешней бюрократии уже впитали в себя паттерны информационного общества, значимым атрибутом которых является демонстративность, граничащая с нарциссизмом и жаждой лайков в соцсетях под своими постами и фоточками.
Пространство несвобод и ограничений увеличивается, и инерция тренда сильна, в том числе и потому, что препятствий и сопротивления нет никакого.
Оригинал здесь