Posted 13 мая 2022, 10:01
Published 13 мая 2022, 10:01
Modified 25 декабря 2022, 18:41
Updated 25 декабря 2022, 18:41
Перспективы российско-украинских отношений на фоне затянувшейся спецоперации активно обсуждают политические аналитики и в нашей стране, и на Западе. Так, известный отечественный политолог Борис Межуев видит такой выход из сложившегося положения:
«Происходящее, откровенно говоря, более всего напоминает ситуацию Корейской войны, затянувшуюся, как известно, на три с лишним года, а затем внезапно остановленную по требованию Организации Объединенных Наций. Понятно, что это требование нашло отклик у сменившегося в тот момент американского и советского руководства, которые не захотели продолжать опасный для их стран конфликт (несмотря на возражение своих южно- и северокорейских партнеров, желавших победы или же отмщения).
В июле 1953 года стороны просто договорились прекратить военные действия, зафиксировав новую линию разделения между враждующими сторонами, окруженную демилитаризованной зоной. Никакой мирный договор между Северной и Южной Кореей так и не был подписан, хотя отношения между странами значительно улучшились в 1990-е годы. После этого для СССР, КНР и США началась новая эра «холодной войны» со своими пиками «разрядок» и «конфронтаций», однако война на Корейском полуострове уже не возобновлялась.»
Интересно, что в то же самое время, но уже по ту сторону Атлантического океана вариант разделения сторон с прекращением огня, но в отсутствии мирного договора, то есть в духе перемирия на Корейском полуострове, предложил в своей статье один из самых известных колумнистов влиятельного американского издания The Washington Post Дэвид Игнатиус, человек, близкий к руководству Пентагона и ЦРУ. Правда, Игнатиус приводит в пример еще послевоенный раздел Германии на Западную и Восточную. Но главное в его рассуждениях состоит в том, что миру не стоит рассчитывать на какое-либо долгосрочное мирное соглашение между Россией и Украиной, и что Украине придется жить как разделенной стране, при этом пытаться создать привлекательную европейскую демократию, а вот Россия практически обречена на изоляцию по иранскому образцу. Вот, что пишет об этом Дэвид Игнатиус:
«В Европе и на Тихом океане предстояло много месяцев ожесточенных боев, когда Соединенные Штаты собрали своих партнеров в Бреттон-Вудсе, штат Нью-Гэмпшир, в июле 1944 года, чтобы спланировать глобальный порядок, который последует за Второй мировой войной. Союзники знали, какие институты понадобятся миру — будущие Международный валютный фонд, Всемирный банк и Организация Объединенных Наций — еще до того, как они увидели окончательную победу.
Соединенным Штатам и их партнерам по НАТО необходимо проявить такое же творческое воображение сейчас, когда в Украине продолжается спецоперация России. Лидеры Запада, возможно, не в состоянии точно описать, как и когда она закончится, но они знают строительные блоки будущего: безопасность, процветание, закон и порядок, демократия. И они могут начать процесс реконструкции сейчас, даже когда боевые действия еще бушуют.
(…) До заключения мира могут пройти годы, даже десятилетия. В ближайшее время мы не увидим подписания мирного договора. Долгое время Украина, скорее всего, будет частично разделенной страной, а российские войска находятся по ту сторону линии прекращения огня.
Этот тупик и разделение, но украинцам на следующие несколько лет следует учитывать примеры Южной Кореи и Западной Германии, которые стали невероятно успешными демократиями в тени незавершенных войн.
(…) Запад должен ясно дать понять, что он откажется от любого формального признания суверенитета России на захваченной им территории — так же, как Соединенные Штаты на протяжении поколений отказывались признать советский контроль над странами Балтии…»