Текст интервью опубликовало издание Republic*.
В начале беседы журналисты поинтересовались самочувствием Янгулбаева, которому в последнее время нездоровилось.
«Заразился омикроном, когда уезжал из России, видимо, в аэропорту или в дороге. Было тяжело, но сейчас гораздо легче, хотя с психологическим состоянием наоборот — супруга-то сидит ни за что, к ней никого не пускают, это беспредел. Весь мир об этом знает, а Кремль молчит», — ответил бывший федеральный судья.
Он также отметил, что в 2017 году обращался к президенту из-за преследований младшего сына Ибрагима по обвинению в экстремизме, но в Кремле обращение Янгулбаева направили в Чечню, где заявление рассматривали те люди, на которых жаловался судья. Он также напомнил, что его вместе с сыновьями вывезли в резиденцию Кадырова в ноябре 2015 года, где избили и заставили подписать заявление об отставке. Коллегия судей рассмотрела заявку в день обращения, вопреки существующему порядку.
На этом преследования семьи уже экс-судьи не прекратились, и в 2017 году его сына забрали во второй раз. Написав заявления в федеральные органы власти и правозащитникам, Янгулбаев выехал из Чечни.
«Думал, в центральной части России будет проще, но теперь они пошли по третьему кругу», — заявил бывший судья.
На вопрос об обжаловании решение суда о прекращении отставки, он ответил, что намерен оспаривать вердикт коллегии, принятый с нарушением всех действующих протоколов. Адвокат бывшего судьи направит обращение о пересмотре в высшую квалификационную коллегию судей РФ.
«Если там работают по закону, то моментально отменят решение о прекращении отставки. Я очень сочувствую моим бывшим коллегам, не завидую им. Я их призывал: зачем собираете грехи, оформляете заказные дела, почему не уходите», — прокомментировал он.
Янгулбаев также ответил на вопросы о «митинге проклятий» его семьи, отметив, что наблюдал за событиями. По его мнению, людей согнали на улицы по проверенной схеме в добровольно-принудительном порядке, не предупредив некоторых из них о целях сборов. Он также добавил, что сейчас общается только с правозащитниками, и не выходил на связь с диаспорой в месте пребывания.
Публичное отречение родных он назвал «спектаклем», отметив, что кадыровцы довели родственников до слез, заставляя сделать подобное заявление.
Янгулбаев считает, что заявление депутата Госдумы Адама Делимханова о «вражде и кровной мести» с обещанием отрезать головы является отвлекающим маневром. Таким образом чеченские силовики хотят отвлечь внимание от других вопросов, главный из которых — похищение Заремы Мусаевой. Бывший судья заявляет, что десятки раз звонил в УФСБ по Нижнему Новгороду и обращался в ФСБ в день похищения супруги, но все было безрезультатно.
«Никто нам не помог, а я-то думал, что, хотя бы такая серьезная организация как ФСБ поможет, но они только в дурачка играли, говорили "вот-вот приедут"», — рассказал он.
В итоге, никто так и не приехал. Янгулбаев рассказал, что во время последнего звонка правоохранителям он сказал следующую фразу: «Спасибо большое, мою жену похитили, спасибо, что вы в этом приняли участие» — после чего положил трубку.
Говоря о том, какой выход из ситуации существует, Янгулбаев рассказал, что ему помогают международные правозащитники, журналисты, а ЕСПЧ обязал Россию ответить до 7 февраля.
«Но только Путин может приструнить Кадырова, который не воспринимает критику и какого-то инакомыслия», — считает беглый судья.
Во время беседы он заявил, что очень хочет вернуться в Россию, и выступает за то, чтобы во главе республики стояли «русские иваны».
«Все-таки я ведь был назначен судьей указом президента России. На конкурсной основе выиграл у восьми достойных людей. Почему сейчас, когда весь мир говорит об этом, Путин молчит? Почему он не проверит, не войдет в ситуацию? Он же все-таки гарант Конституции. Я очень на него обижен. Но ничего, я прожил свою жизнь, и, если мне отрежут голову, я попаду в рай, а те, кто это сделают, — в ад. На все воля Аллаха, и, если придут отрезать голову, пусть сделают это достойно, лицом к лицу, а не стреляют в спину, как уже делали это», — заявил Янгулбаев в конце беседы.
* - внесен Минюстом в реестр СМИ-иноагентов.