Posted 2 февраля 2022, 14:40
Published 2 февраля 2022, 14:40
Modified 7 марта, 12:41
Updated 7 марта, 12:41
Митингующие принесли плакаты с изображениями детей судьи в отставке Верховного суда Чечни Сайди Янгулбаева. На плакаты были нанесены надписи «Позор нации». Участники акции побросали портреты на землю, растоптали их, а обломки сожгли.
«На акции с обращением к Путину выступил глава чеченской Общественной палаты, обвинив Янгулбаевых в оправдании терроризма», — отмечает РБК.
По данным провластных чеченских СМИ, на акцию собрались более 400 тыс. человек. Однако официальных подтверждений со стороны МВД нет. Некоторые источники утверждают, что массовая публичная протестная акция, проходящая в чеченской столице в разгар пандемии коронавируса, не была официально согласована.
Председатель Общественной палаты Чечни Исмаил Денильханов обвинил Янгулбаевых в оправдании терроризма и призывах «уничтожить практически весь чеченский народ». Он потребовал от президента РФ Владимира Путина запретить работу «вражеских СМИ» — «Новой газеты» и «Дождя»*, а также правозащитной организации «Комитет против пыток», арестовать и судить «агентов западных спецслужб и подстрекателей» — журналистку «Новой газеты» Елену Милашину и правозащитника Игоря Каляпина.
Муфтий Чечни Салах-Хаджи Межиев на митинге заявил, что семья Янгулбаевых «оскорбила чувства верующих».
Скандал вокруг семьи Янгулбаевых разгорелся 20 января. В квартиру супругов Заремы Мусаевой и Сайди Янгулбаева в Нижнем Новгороде ворвались чеченские силовики, которые избили жителей дома и хотели насильно вывезти на территорию республики не только Мусаеву, но и ее мужа и дочь. Однако на месте выяснилось, что муж Мусаевой Сайди Янгулбаев — спецсубъект, судья Верховного суда Чечни в отставке, и любые следственные действия с ним возможны лишь с санкции Генпрокурора и квалифколлегии судей. А необходимого разрешения у чеченских силовиков не было, поэтому судью трогать не рискнули.
Мусаеву же босиком и без верхней одежды, не позволив взять лекарств от диабета, вывезли в Чечню, где дали 15 суток административного ареста за «мелкое хулиганство».
Глава Чечни Рамзан Кадыров заявил, что в Грозном Мусаева якобы напала на полицейского и поцарапала, чуть не «лишила его глаза».
Поводом для ярости чеченских чиновников стали подозрения в том, что дети Мусаевой и Янгулбаева — Ибрагим и Абубакар — могут быть причастны к размещению критических публикаций против Кадырова в оппозиционном телеграм-канале и к работе правозащитной организации «Комитет против пыток».
Кадыров заявил, что «эту семейку ждет место либо в тюрьме, либо под землей». После таких угроз Сайди Янгулбаев с дочерью срочно уехали из России. А тяжелобольная Зарема Мусаева, страдающая инсулинозависимой формой диабета и нуждающаяся в ежедневном приеме 5 инъекций инсулина, осталась в руках чеченских силовиков. 2 февраля суд в Чечне арестовал Мусаеву на 2 месяца за якобы допущенное ею «насилие в отношении представителя власти», по ч. 2 ст. 318 УК РФ ей грозит до 10 лет тюрьмы.
Накануне заседания суда глава Чечни Рамзан Кадыров в ярости заявил, что уничтожит членов семьи Янгулбаевых, если их не вернут в РФ. Кадыров также добавил, что «чеченцы просто так не прощают» и «первый же чеченец с ними разберется, как только появится такая возможность». Он заявил, что «где бы они не находились, как бы ни скрывались, мы их найдем и уничтожим». Он подчеркнул, что иностранным государствам стоит вернуть членов семьи Янгулбаевых, чтобы между странами не было «недоразумений».
Одновременно депутат Госдумы от Чечни Адам Делимханов высказал угрозы в адрес семьи Сайди Янгулбаева. Депутат пригрозил отрезать им головы, а также пообещал кару тем, кто переведет его угрозы с чеченского на русский язык. В Кремле заявили, что «не хотели бы» вмешиваться в конфликт между Кадыровым и его потенциальными жертвами.
*Внесен в реестр иноагентов.