Posted 13 декабря 2021,, 09:13

Published 13 декабря 2021,, 09:13

Modified 7 марта, 13:04

Updated 7 марта, 13:04

«Дело не в подражании!» Ученые критикуют слова президента РАН об американской школе

13 декабря 2021, 09:13
Академик Сергеев уверен, что беды отечественных образования и науки в том, что страна отказалась от советской системы в угоду американской, однако эксперты уверены, что это не так.

Научное сообщество всерьез озабочено состоянием российского образования, поскольку оно впрямую влияет на развитие науки. Поэтому выступление президента РАН, академика Александра Сергеева на «Конгрессе молодых ученых» вызвало множество откликов в социальных сетях. Напомним, что глава РАН заявил, будто в СССР фундаментальные знания составляли базу школьного образования, но с началом строительства капитализма, исчезли, поскольку образовательную систему решили реформировать по американскому образцу:

«А в Америке в школах очень неблагополучная ситуация, и они над нами сильно смеялись и продолжают смеяться, что мы ушли от нашей великолепной системы образования в школах с тем, чтобы быть скорее похожими на них, и убрали сильное фундаментальное образование».

Сергеев призвал вернуть фундаментальные знания в школу: «Возвращение школы к преподаванию фундаментального знания — это важнейшая задача, которая у нас стоит. В этом году фундаментальной науки давайте позаботимся о том, чтобы фундаментальное знание, трудно показываемое, вот такое сухое какое-то, чтобы мы научились его показывать интересно».

Он считает, что Минпросвещения должно пересмотреть содержание школьной программы: «Но в конце концов, я думаю, что наше министерство просвещения все-таки вернет те часы, которые изъяты были на всякие мультики-фантики вместо того, чтобы заниматься действительно передачей такого фундаментального знания».

Президент РАН просто схитрил в угоду чиновникам

Однако многие ученые и преподаватели вузов уверены, что дело вовсе не в этом, а в том, что на самом деле, ни образование, ни наука, по большому счету государству не нужны. К тому же, по давней русской традиции, крахом обернулось само неумелое подражание загранице. Так, московский преподаватель Михаил Павловец пишет по этому поводу:

«Кто-то разочарован, кто-то утверждает, что другого и не ждал и видит в этом сервильность главы всех академиков. Но мне доводилось общаться с АН - и он произвёл впечатление человека умного, искреннего и желающего что-то полезное сделать. Просто как человек, обитающий в безвоздушных пространствах высших сфер, он пытается с тамошними небожителями, от которых зависит принятие решений, говорить на особом языке, на котором просьба поддержать открываемые Академией наук «базовые школы РАН» звучит именно в тех словах, какие я процитировал. То есть если просить «вытравить все американское» и «вернуться к советской модели фундаментального образования» - на это сегодня деньги чиновники деньги дадут гораздо охотнее, чем на создание «инновационных образовательных площадок». Хочешь получить поддержку государства на что-то дельное - упакуй в патриотизм, антиамериканизм и «сбережение исконных традиций как философию развития». Знаю как минимум несколько таких вполне толковых проектов, упакованных в довольно кондовую риторику - но, подумав, не стал их тут называть: и без меня рано или поздно разоблачат, перехватят и развалят…"

Сергеев не знает, какие на самом деле школы в США

Профессор истории, американист Иван Курилла уверен, что академик просто не знает американского образования:

«Интересен этот риторический оборот: "они над нами сильно смеялись за то, что мы их копируем" (не так уж редко встречающийся). Нет, не смеялись, конечно.

Но про американские школы президент РАН не знает. Там другая проблема - большая разница между школами в разных штатах и разных районах. Есть слабые и бедные, есть сильные и богатые. И если сравнивать с сильными, - то боюсь, сравнение нам будет неприятно. А сильное фундаментальное образование в хороших американских школах есть…

Американизироваться школа начала еще в эпоху СССР

Экономист Игорь Чириков, преподающий как раз в Америке, иронизирует над словами президента РАН:

«Важнейшей задачей для России является избавление от американизации школ", заявил президент Российской Академии Наук Александр Сергеев.

Полностью согласен с коллегой, нет задачи сейчас важнее и приоритетнее! Боюсь лишь только, что время упущено, ведь американизация школ началась не вчера! Началась она, напомню, очень давно. В те самые лихие девяностые. Я как раз школьником был и очень хорошо помню американизацию. Мы тогда все очень мечтали от нее избавиться, но руководство РАН тогда про эту проблему еще не знало, не провели, наверное, достаточно исследований. Сами знаете, дело это небыстрое.

Особенно мы мечтали избавиться от американизации на уроках труда. Наш трудовик был большой поклонник американизации, все хотел делать по зарубежным лекалам, прямо в рот американцам смотрел. Именно поэтому мы, вместо получения фундаментальных знаний, примерно три года растачивали напильниками отверстия в железных номерках для раздевалки. Получали, то есть, прикладные навыки. Ведь если сразу использовать сверло нужного размера, то не сформируется критическое мышление, а также навык командной работы.

А еще у нас в школе, даже гораздо раньше, чем в США, появились американизированные туалеты. Для их обогрева использовались исключительно возобновляемые источники энергии - преимущественно солнечной. Солнце светило довольно редко, а летом были каникулы, поэтому в туалетах было довольно холодно. На зависть американцам!

А туалетная бумага отправлялась на переработку еще до момента покупки в школу, это тоже американцы надоумили, передовой метод такой. К сожалению, вся эта американизация пронизывает российские школы и сейчас. Ну теперь, раз вопрос подняли на самом высоком уровне, дело наверняка сдвинется с мертвой точки. Поскорей бы!»

Зачем России вообще нужна наука?

Аналитик Валентин Евстафьев уверен, что основная проблема образовательной парадигмы -- отсутствие чёткого ответа на вопрос: зачем вот это всё?

«Причём такого ответа, при котором будет достигнут общественный консенсус, а желаемое не будет выдаваться за действительное и декларируемое за реальное. Зачем государство содержит образование?

А без этого хоть американизация, хоть деамериканизация, хоть сомализация, хоть финляндизация это просто пустые слова. Если нет вектора развития, то можно навешивать любые ярлыки, пустышка останется пустышкой…»

Как верно подметил кто-то из комментаторов: «Важнейшая задача, несомненно. Убрать из школ все американское, айфоны у детей отобрать, Гугл и зум отключить, Майкрософт запретить, и языки запретить изучать. Аккуратно запретить, так как в СССР, чтобы учили много, но не знали совершенно…»