Как сообщает CNN, против поездки Марии Ресса в Норвегию выступала прокуратура: филиппинские силовики утверждали, что 58-летняя журналистка в случае выезда за рубеж сможет скрыться от наказания.
«В сложившихся обстоятельствах Ресса не может использовать любое доступное технологическое приложение, и необходимость ее присутствия на церемонии вручения Нобелевской премии мира обоснована», — цитирует «Новая газета» решение суда.
В этом году Мария Ресса стала первым лауреатом Нобелевской премии филиппинского происхождения. Ресса, получившая образование в Принстонском университете США, после завершения обучения вернулась на родину, где работала корреспондентом CNN, а затем руководила службой новостей в местной компании ABS-CBN. В 2012 году Мария Ресса основала новостной сайт Rappler, специализирующийся на проведении журналистских расследований и защите прав граждан от произвола властей.
В 2014 году силовики обвинили Ресса в клевете на влиятельного филиппинского бизнесмена Вилфредо Кенге. В вину ей вменили статью 2012 года, которая была опубликована до вступления в силу «Закона о предотвращении киберпреступлений», по которому ее решили судить. Таким образом, в отношении Ресса был применен неправовой принцип обратной силы действия уголовного закона. Несмотря на несоответствия преследования международным нормам, журналистку приговорили к шести годам лишения свободы. Однако затем ее отпустили под залог.
Когда в октябре этого года Нобелевский комитет объявил итоги рассмотрения заявок на присуждение премии мира, выяснилось, что обладателями престижной награды стали два человека из сферы медиа — главред «Новой газеты», россиянин Дмитрий Муратов и филиппинка Мария Ресса.
Присуждая им премию, Нобелевский комитет особо отметил вклад обоих в защиту свободы слова.
Как только в России узнали о присуждении награды Дмитрию Муратову. У экспертов возникли опасения, что по новому репрессивному законодательству об иноагентах журналист, получивший международную премию, может подвергнуться репрессиям со стороны государства.
Муратов сообщил, что намерен пожертвовать полученные от Нобелевского комитета деньги на благотворительность — в частности, на спасение детей, больных спинальной мышечной атрофией.