Posted 11 ноября 2021,, 08:03

Published 11 ноября 2021,, 08:03

Modified 7 марта, 13:06

Updated 7 марта, 13:06

Не вреднее свекольного сока: хлорид кальция стал панацеей для зимних дорог

Не вреднее свекольного сока: хлорид кальция стал панацеей для зимних дорог

11 ноября 2021, 08:03
В Башкирии предложили способ безопасной обработки скользких дорог в зимнее время.

Иван Петровский

Проблема содержания автомобильных дорог была и пока остается одной из самых актуальных в зимнее время для нашей страны. Чаще всего перед дорожниками и коммунальщиками встает вопрос: как поддерживать безопасное состояние небольших улиц и широких магистралей и при этом не нанести вред здоровью пешеходов, водителей и пассажиров? Помочь им найти ответ на этот злободневный вопрос постарались участники недавнего круглого стола на тему «Зима: Безопасно, Чисто, Экологично».

Песок стал причиной многих проблем

Неожиданной для многих участников круглого стола стала заключение ученых и экспертов о том, что песок, которым всегда посыпали скользкую дорогу, является далеко не таким эффективным и экологичным, как о нем говорят.

Вот только часть негативных последствий применения песка.

Во-первых, в условиях возросшего автомобильного трафика песок неизбежно превращается в пыль, которая поднимается в воздух и попадает в легкие пешеходов, а с приближением весны, когда снижается влажность воздуха, пыль проникает даже в здания. Основой этой «песочной» пыли является диоксид кремния, провоцирующий осложнения здоровья вплоть до онкологии.

По словам заведующей кафедрой общей и военной гигиены Северо-Западного медицинского университета Лилиия Аликбаевой, выяснилось, что по итогам исследования проведенного в 2016 и 2017 годах в четырех городах России (включая столицу Башкирии Уфу), дети, живущие рядом с автотрассами, чаще сверстников страдают сердечными и кожными болезнями, а также заболеваниями эндокринной системы и прочими недугами.

Во-вторых, перемешиваясь с грязью и другим отходами автодорожного комплекса, песок образует так называемый смет на дорогах. В химическом составе этих отходов – вещества 1 и 2 класса опасности, в том числе тяжелые металлы. Например, в смете с дорог Уфы обнаружили превышения ПДК меди, никеля, хрома, мышьяка в разы.

В-третьих, ненадлежащее состояние дорог и атмосферы вокруг них влияет на климат. Специалисты считают, что они могут провоцировать «залповые осадки», которые все чаще выпадают внезапно, когда, казалось бы, ничто их не предвещало.

В-четвертых, с таянием снега накопившийся на дорогах песок забивает ливневую канализацию, провоцируя подтопление проезжей части.

Реагенты как достойная альтернатива

В рамках круглого стола советник ректора Сибирского автодорожного института Станислав Мамулат предложил обратить внимание на зарубежный опыт. Он вспомнил Германию, Австрию и Францию, где 99% реагентов, которыми обрабатывают скользкие дороги, являются различными комбинациями хлоридов с теми или иными ингибирующими добавками, смягчающими воздействие на шины, обувь и здоровье людей.

Как следует из выступлений участников круглого стола, подобные примеры есть и в России. Чтоб свести к минимуму вред от антигололёдных реагентов, в прошлом году в России был принят специальный ГОСТ 58427-2020, который предъявляет к ним жесткие требования, прежде всего, с точки зрения соблюдения гигиены и экологии.

В противовес песку в ГОСТе реагентов прописаны требования к кислотно-щелочному составу реагентов (дабы избежать загрязнения земель), к размеру гранул (чтобы реагенты не превращались в пыль), к динамической вязкости (чтобы дорога не скользила), а также к воздействию реагентов на кожаную обувь.

Представители АО «Башкиравтодор» заявили, что распространенное мнение о вреде реагентов вовсе не соответствует действительности. Поэтому они расширяют применение реагентов без песка и убедились, что, например, увлажненная соль хорошо липнет к дорожному полотну, быстрее плавит лёд и гораздо меньше сдувается на обочину движущимся автотранспортом, не образуя смёт.

Согласно технологии, увлажнение соли осуществляется при помощи таких двухфазных реагентов, как растворы хлорида натрия, хлорида кальция и хлорида магния. Их применение позволяет в 2-3 раза сэкономить на зимнем содержании дорог, в 4 раза уменьшить количество пыли и в целом минимизировать вред для здоровья людей.

Если говорить об экологической стороне вопроса, то по своему влиянию на озоновый слой земли и формирование парникового эффекта, то воздействия с учетом жизненного цикла, хлорид кальция оказался не вреднее свекольного сока.

Генеральный директор Башкирской содовой компании (БСК) Эдуард Давыдов, будучи химиком, вполне авторитетно заявил, что хлорид кальция является на сегодняшний день одним из самых безопасных продуктов. Так, широко распространенная пищевая добавка Е509 является ничем иным, как хлоридом кальция.

- Практика применения хлорида кальция убедительно доказывает, что он является высокоэффективным и экологичным компонентом противогололедных реагентов для дорог, - подчеркнул Эдуард Давыдов.

По его словам, в ближайшие шесть лет БСК планирует увеличить производство хлористого кальция до 300 тысяч тонн в год, а к 2031 году – уже до 750-800 тысяч тонн,

Надо заметить, что качество реагентов тщательно проверяется и сертифицируется, ведь нарушение ГОСТа грозит значительными штрафами.

"