Геннадий Чародеев
Весной 1942 года Военный совет Балтфлота дал приказ экипажам подводных крейсеров: во что бы то ни стало сорвать поставки меди, леса и руды из Финляндии и Швеции в Германию. Но как прорваться в большую Балтику, если враги каждую неделю ставили в Финском заливе все новые и новые минные заграждения?
Военные историки считают, что немецкие мины были основным средством борьбы с подводными лодками в Балтийском море. К началу Великой Отечественной войны передовые технологии - в первую очередь «умные» морские мины и системы их установки - позволили гитлеровцам фактически запереть советских подводников в Финском заливе. Большинство потерь наших подлодок приходилось именно на морские мины.
Советским ПЛ удалось нарушить планы немцев и бить врага по всему Балтийскому морю. Среди них - Щ-308, получившая при постройке прозвище «Семга». У этой лодки и ее экипажа, как выясняется, - непростая судьба.
Проблемы начались еще до войны
Нижегородский ВПК по праву гордится, какой прекрасной и качественной техникой военные заводы обеспечивали армию и флот. При этом о неприятных фактах начальники вспоминать не очень любят. По крайней мере, так считают местные исследователи - историки и журналисты. Вот что им удалось выяснить о Щ-308.
В ноябре 1932 года на заводе «Красное Сормово» была заложена вторая по счету дизель-электрическая торпедная подлодка серии V-бис проекта «Щ». Строительство ПЛ на предприятии № 112, как оно тогда именовалось, с самого начала столкнулось с большими трудностями. В первую очередь из-за нехватки рабочих, низкого уровня квалификации и общей культуры труда, недостатка производственных площадей. Скажем, большие листы металла с участка обработки до стапеля тащили более недели. Лодку приходилось строить практически вручную.
Значительные трудности вызвала транспортировка лодок в Ленинград. Волга в 1930-е годы соединялась только с Балтийским и Белым морями, да и то через сложную систему каналов и шлюзов, плавание по которым для неповоротливых доков было делом весьма сложным.
20 сентября 1934 года плавучий док с подлодкой «Семга» вышел из заводского затона на Волге и отправился в путь на север. Для команды Щ-308 это путешествие стало настоящей бедой. Переход занял 20 суток вместо 16 запланированных. Судно не было оборудовано габаритными огнями и вообще какой-либо электрикой. Для освещения использовались керосиновые лампы, и потому было много простоев в тумане и в темное время суток. Док неоднократно садился на мель, например, 30 сентября застрял в районе Белого озера, серьезно погнув при этом руль.
Местные отделы Северо-западного речного пароходства предоставляли для дока слабые буксиры и в недостаточном количестве. Некоторые из них вообще не могли сдвинуть его с места, другие тянули со скоростью 5 км/ч. При прохождении шлюзов Мариинской системы и вовсе запрягли лошадей, которые, подобно бурлакам, тянули железную громадину вверх по течению.
Проход в узких местах сопровождался многочисленными авариями и столкновениями со встречными судами: док с грохотом бился о баржи, получая все новые и новые вмятины, в том числе на корпусе Щ-308.
10 сентября помятый док прибыл-таки в Ленинград. Но на этом приключения «Семги» не закончились. 18 октября на ней были установлены электромоторы, а 31-го числа - четыре носовых и два кормовых торпедных аппарата. При этом оказалось, что до госприемки на Щ-308 необходимо проделать огромный объем работ. Например, на ней отсутствовало устройство погрузки торпед. В Сормове, видимо, этого сознательно «не заметили», чтобы побыстрее отправить лодку на север.
16 декабря «Семга» все же вышла из Ленинграда в Кронштадт. Но и это небольшое расстояние она преодолеть не смогла - вечером взорвался правый электромотор. Повреждения оказались настолько серьезными, что ходовые испытания, и без того отложенные, были сорваны, и лодка осталась зимовать в Ленинграде.
В итоге многострадальную субмарину удалось сдать на испытания лишь в мае 1935-го. При этом ряд «доделочных» работ, таких как замена насосов, устройства наматывания троса и пр., осуществлялся авральными методами в последние дни и даже часы перед сдачей представителям ВМС СССР.
Боевая служба «Семги» оказалась такой же неудачной, как постройка и «доставка». Щ-308 не столько плавала, сколько ремонтировалась. В Финской войне она участия не принимала, так как в это время как раз проходила очередной капремонт.
После нападения Германии на СССР в июле-августе 1941 года «Семга» совершила первый боевой поход. Однако ее тогдашний командир Александр Маркелов по разным причинам отказывался от атак проходящих немецких судов, ссылаясь на «незначительность» целей. Вроде, как экономил торпеды.
Между тем объектов для атак было более чем достаточно. Шведское правительство разрешило транзит германских войск в Финляндию через свои территориальные воды. Однако все они преспокойно проследовали к пунктам назначения прямо перед носом у Щ-308. Благоприятные возможности для атак были упущены 24, 26, 30, 31 июля и дважды – в начале августа. В конце концов, командование приказало Маркелову «топить любые цели».
«Семга» вышла в атаку на конвой, но в решающий момент командир посчитал, что лодка обнаружена, и от торпедного залпа отказался. В результате Маркелов и комиссар лодки Орлов по возвращении на базу были отданы под трибунал, который приговорил их к расстрелу за трусость и малодушие.
28 августа Щ-308 снова не повезло. Подлодка вышла из Таллина в Кронштадт, на выходе с рейда столкнулась с буксиром и получила повреждения корпуса. Затем через месяц субмарина снова попала в аварию, сев на мель. По этой причине с сентября 1941 года по февраль 1942-го «Семга» в очередной раз ремонтировалась, а экипаж, вместо того, чтобы воевать, занимался строевой подготовкой.
В июле 1942 года субмарина вышла из Кронштадта, однако при подходе к острову Лавансаари у нее обнаружились неполадки с плавучестью, а затем из-за слабой выучки экипажа она еще и повредила горизонтальные рули. В итоге новый командир «Семги» капитан-лейтенант Иван Артамонов был снят с должности.
После очередного ремонта лодка получила нового командира, капитана 3-го ранга Льва Костылева, который, кстати, не имел опыта командования лодками типа «Щ». Тем не менее, 15 сентября 1942 года «Семга» вышла в очередной боевой поход. Уже через неделю Щ-308 заняла позицию в районе финского острова Утё в Балтийском море.
20 октября командир доложил в штаб по радиосвязи: ПЛ провела четыре торпедных атаки - против финского минного заградителя «Руотсинсальми», немецкого госпитального судна «Рюген», танкера «Хидензее» и вспомогательного противолодочного корабля «Шифф-47». Однако подводники так ни в кого и не попали, зато сама субмарина была повреждена таранным ударом немецкого судна.
«После атаки корабля, командир подлодки Костылев сообщил на базу, что «Се мга» повреждена, и получил «добро» на возвращение новым маршрутом - через Нарвский залив, проход между банками «Неугрунд» и «Намси. Командование считало, что так было легче пройти минные поля», - рассказал историк Мирослав Морозов.
Но Щ-308 и сорок моряков так и не вернулась из боевого похода…
Гибель экипажа была неминуемой
Российский подводно-поисковый проект «Поклон кораблям Великой Победы» стартовал в 2005 году, спустя четыре года он обрел международный статус. Его цель - поиск погибших советских кораблей и увековечение памяти их экипажей.
Поиск и обследование находок велись с применением современных технологий и эхолотов. Участники операции смогли найти места гибели 17 подлодок и более 20 надводных кораблей, уничтоженных или потерпевших крушения во время Великой Отечественной и Первой мировой войн.
До обнаружения остова Щ-308 существовало несколько версий ее гибели - торпедная атака противника, глубинная бомба, потеря плавучести от полученных ранее повреждений...
Когда Щ-308 была найдена, исследователи выяснили истинную причину ее гибели: подлодка наскочила на немецкую мину, когда возвращалась на базу. Установили даже дату - между 24 и 26 октября 1942 года. Тут помогли записи в журнале с немецкого наблюдательного поста на острове Большой Тютерс. Там говорится, что в эти дни было зафиксировано несколько взрывов глубоководных бомб из минного заграждения.
«Когда мы нашли лодку, она была полностью покрыта кусками рыболовецких сетей, - сказал руководитель поискового отряда Константин Богданов. - На находку нас навел один рыбак, который рассказал, что у острова Большой Тютерс рыбацкие суда часто теряли сети или ломали тралы».
Подводный осмотр деталей рубки показал – рули глубины стоят в положении «на погружение», руль поворота - «право на борт». Это означает, заключили специалисты, что лодка активно маневрировала.
Перископ был приподнят и развернут в сторону острова Большой Тютерс. И тогда дайверы поняли, что произошло с субмариной. Лодка двигалась точно по рекомендованному ей маршруту, форсируя минные рубежи. Очевидно, после длительных маневров под водой, Костылев решил уточнить свое местоположение по береговым ориентирам через перископ. Субмарина поднялась на глубину 12 метров. Командир сориентировался по острову Тютерс, и подлодка стала погружаться на глубину 30-40 метров
По версии историка Михаила Иванова, метод форсирования минного заграждения был рекомендована руководством Балтфлота - подныривать под минрепами (тросы якорной морской мины ЕМС) и под всевозможными детонационными устройствами, которые висели на этих минрепах. Но так случилось, что «Семга» начала погружаться именно там, где стояли мины.
Экипаж услышал скрежет минрепа о правый борт лодки. Командир приказал поворачивать вправо, но было поздно. Сработала трубка Ка - устройство, защищающее мину от уничтожения тралами.
Почти 300 килограммов тротила взорвалось над субмариной. Людей на борту Щ-308, скорее всего, оглушило, а лодка на большой скорости стала «падать» вниз, воткнулась в грунт и застряла в иле».
По мнению эксперта, большая часть экипажа была жива. Но после взрыва, в поврежденном корпусе Щ-308 образовались течи, в лодку хлынули тонны ледяной воды. Через несколько минут она была практически затоплена. Еще и воздух был отравлен ядовитыми испарениями хлора из аккумуляторных батарей. Гибель экипажа была страшной и неминуемой…
Командир Костылев и 39 моряков подлодки Щ-308 больше не считаются без вести пропавшими. Они похоронены на дне Балтийского моря, юго-восточнее острова Большой Тютерс, где стояли мины мощнейшего противолодочного заграждения «Зееигель» («Морской еж»).
Президент почтил память погибших моряков
Экспедиция не могла начать работу до тех пор, пока пространство вокруг места гибели Щ-308 не очистили от мин времен войны. Эта работа заняла у водолазов несколько месяцев. Рядом с корпусом субмарины было уничтожено 13 мин.
Дайверы решили поднять на поверхность обнаруженные носовое орудие и приборы с мостика Щ-308, которые после реставрации стали экспонатами музеев.
В один из дней к лодке на батискафе спустился Владимир Путин в знак сохранения памяти погибшего экипажа Щ-308.
Уже после погружения в беседе с журналистами президент заявил, что поиск затонувших кораблей во время Великой Отечественной войны нужно продолжать.
«У нас еще много наших моряков, которые считаются пропавшими без вести. Почти половина всех подводных лодок, которые погибли во время Второй мировой войны - на Балтике. Сегодня одним пропавшим экипажем стало меньше», - заявил глава государства.
Владимир Путин особо отметил, что «Россия никогда не забывает своих героев».
Во время погружения на дно Финского залива в присутствии Путина на месте гибели подлодки Щ-308 один из водолазов установил памятную табличку. После этого был приглушен свет от всех источников, и участники церемонии почтили память погибших краснофлотцев минутой молчания.
Вот их имена членов экипажа «несчастливой» Щ-308:
Лев Костылев, капитан 3-го ранга, командир ПЛ;
Александр Кольский, старший политрук, заместитель командира ПЛ;
Михаил Савельев, старший лейтенант, помощник командира ПЛ;
Дмитрий Паздников, инженер-капитан 3-го ранга, командир БЧ-5;
Александр Михайлов, старший лейтенант, командир БЧ-3;
Евгений Монастырев, старший лейтенант, дублер командира БЧ-1;
Клавдий Савчук, старший лейтенант, командир БЧ-1;
Тимофей Захаров, старший военфельдшер;
Леонид Беспалов, мичман, старший группы электриков;
Петр Пасынков, мичман, старший группы мотористов;
Иван Федоров, мичман, корабельный боцман;
Иван Купырев, главный старшина, старшина группы радистов;
Иван Майоров, главный старшина, старшина группы торпедистов;
Федор Свириденко, главный старшина, старшина группы трюмных;
Борис Шалатанов, старшина 1-й статьи, командир отделения штурманских электриков;
Алесандр Барсуков, старшина 1-й статьи, командир отделения комендоров;
Владимир Карпец, старшина 1-й статьи, комендор отделения трюмных;
Александр Калинин, старшина 2-й статьи, командир отделения акустиков;
Петр Чугунов, старшина 2-й статьи, командир отделения рулевых;
Павел Круглов, старшина 2-й статьи, командир отделения скрытой корабельной связи;
Владимир Беседин, старшина 2-й статьи, командир отделения электриков;
Иван Гришко, старшина 2-й статьи, командир отделения мотористов;
Константин Денисов, старшина 2-й статьи, торпедист;
Михаил Тарасов, старший краснофлотец, старший электрик;
Алексей Кудимов, старший краснофлотец, старший моторист;
Николай Кулаков, старший краснофлотец, старший моторист;
Иван Галкин, старший краснофлотец, рулевой;
Иван Редьков, старший краснофлотец, старший рулевой;
Гавриил Назаров, старший краснофлотец, кок;
Лев Троянский, краснофлотец, рулевой;
Михаил Караваев, краснофлотец, радист;
Константин Самоглядов, краснофлотец, электрик;
Иван Шендрик, краснофлотец, электрик;
Василий Гвоздев, краснофлотец, моторист;
Федор Козин, краснофлотец, моторист;
Михатил Данильченко, краснофлотец, трюмный машинист;
Валентин Мустаев, краснофлотец, трюмный машинист;
Петр Гаранин, краснофлотец, строевой.
Вечная память героям!