Posted 14 октября 2021, 07:38
Published 14 октября 2021, 07:38
Modified 7 марта, 13:10
Updated 7 марта, 13:10
Геннадий Чародеев
Таинственная пропажа дизель-электрической торпедной подводной лодки «Щука» оставалась загадкой долгие десятилетия, пока дайверы из разведывательно-водолазной команды не поставили точку в этой военной драме. Историки в свою очередь буквально по минутам сумели восстановить события, связанные с гибелью Щ-405.
Выяснилось, что 11 июня, в 22.25 Щ-405 вышла из Кронштадта в боевой поход к берегам Швеции, в район Стокгольма. Задача – топить транспорты фашистов, прерывая, таким образом, поставки шведской железной руды в Германию.
Командовал лодкой капитан 3-го ранга Иван Грачев, опытный подводник, ветеран войны в Испании. Будучи участником трагического Таллинского перехода, Грачев чудом спасся, потеряв свою предыдущую субмарину Щ-301 и еще дважды оказываясь в подобных переделках, за что моряки в шутку прозвали его Непотопляемым.
Дойдя до Шепелевского маяка, «Щука» легла на грунт и вечером 12 июня должна была продолжить движение на передовую базу балтийского флота — остров Лавенсаари.
Приказ предписывал командиру двигаться по маршруту под водой. Однако, по непонятным причинам, он этого не сделал, и в 0:16 следующего дня советские наблюдательные посты острова Сескар доложили в штаб, что «засекли» лодку Щ-405, которая шла в надводном положении в сторону острова Лавенсаари. Через полчаса «Щука» скрылась из виду и больше ее никто никогда не видел...
Спустя двое суток в четырех милях западнее Сескара катера из состава «малых охотников» обнаружили тела помощника командира капитан-лейтенанта Михаила Бакутина и старшего рулевого краснофлотца Владимира Жулепникова. Днем 16 июня к берегу Сескара прибило тело капитана 3-го ранга Грачева.
Кстати, все погибшие оказались одетыми в капковые бушлаты. Это обстоятельство ясно указывало на то, что гибель лодки произошла, когда она находилась в надводном положении. Поиск, произведенный в 1942 году силами разведывательной авиации, показал наличие большого масляного пятна северо-западнее банки Нагаева - там, где, как выяснилось позднее, стояло немецкое минное заграждение «Тигр»...
Архивные материалы, обнаруженные историком Мирославом Морозовым, позволили поисковикам уже в наши дни определить район работы - севернее острова Сескар. И вот на экране гидролокатора показался разорванный на две части объект, похожий на подводную лодку. Российские дайверы опустились на глубину 48 метров. Осмотр рубки лодки однозначно подтвердил, что найдена советская Щ-405.
Взору специалистов открылась ужасающая картина: взрыв немецкой подводной мины разорвал советскую субмарину пополам, оторванная носовая часть лежит за кормой «Щуки». Корпус застыл на дне с дифферентом на нос, погрузившись в ил до носового орудия.
Ныряльщики рассказали, что рубочный люк закрыт, но не задраен – скорее всего, он захлопнулся при ударе лодки о грунт. На мостике оба машинных телеграфа застыли в положении «малый вперед».
Выяснилось также, что кормовые горизонтальные рули оставались в положении «ноль», вертикальный руль повернут слегка влево.
Кормовой аварийный люк приоткрыт, но, очевидно, его просто выбило сильнейшей взрывной волной, прошедшей через всю лодку.
Что же произошло с субмариной в тот роковой день войны?
По версии дайвера и военного историка Михаила Иванова, на мостике в момент движения в надводном положении, как и положено, находилось 4-5 человек во главе с командиром лодки. Судя по данным на приборах, лодка в надводном положении шла с небольшой скоростью. Возможно, командир Грачев собирался совершить поворот и поэтому лодка сбросили скорость – во всяком случае, на репитере телеграфа стоит «малый вперед». Это примерно 5-6 узлов в час. Лодка поворачивала, потому что в этом месте - фарватер, к которому она неукоснительно следовала. «Щука» совершала левый поворот и по трагическому стечению обстоятельств, именно в этой точке – немецкие катера накануне, выставили минное поле. И сделали они это, что интересно, с ошибкой в навигации, то есть они должны были поставить мины в другом месте. Но так как немцы ставили их ночью и с достаточно слабыми навигационными приборами, они ошиблись и поставили его ровно в точке поворота. Такие трагические стечения обстоятельств привели к тому, что Щ-405, двигаясь абсолютно точно по фарватеру и соблюдая как бы все предписанные ей режимы, практически попала в капкан.
- В тот момент на Балтике погода была предштормовая - волны до метра с барашками, дул сильный ветер. В условиях даже белых ночей увидеть ничего невозможно. Тем более, что свои мины немцы выкрашивали в темно-зеленый-черный цвет. Они, в принципе, неразличимы даже в пасмурную погоду. При ширине корпуса 6 метров, лодка должна была пройти через это минное поле просто как нож сквозь масло, не задев его. Но, увы, левым бортом носовой оконечности она ударилась о мину EMC, которая стояла на глубине 1.5-2 метра, - заключил эксперт.
По мнению специалистов, в момент взрыва люди на борту погибли, не понимая что произошло. Это была мгновенная смерть для тех, кто находился внутри лодки.
- Тем, кто оставался на мостике,- считает Михаил Иванов, - тоже не повезло: ударной волной их сбросило в воду. Они получили тяжелую контузию и, упав за борт, захлебнулись. Моряков похоронили там же, на острове Сескар.
Капитан Иван Грачев - один из немногих погибших в походе подводников, чья могила находится на суше. Останки 34 членов экипажа нашли вечный покой в Финском заливе на глубине 48 метров.
В беседе с корреспондентом «НИ» доктор технических наук, профессор, вице-адмирал запаса Тенгиз Борисов сказал, что «Щука» - одна из самых удачных конструкций ПЛ во время Второй мировой войны. Подводные лодки этой серии стали первым типом средних ПЛ, которые были построены в Советском Союзе. Строительство субмарин шести различных серий велось с 1930 по 1945 годы. Всего за этот период «получили жизнь» 86 ПЛ типа «Щ»
Отличительными особенностями данных субмарин были сравнительная дешевизна в производстве, повышенная живучесть и маневренность.
- С этими подлодками связано много историй. В частности, известно, что инженеры, которые занимались проектом «Щ» были направлены руководством СССР в Германию, где они должны были пройти стажировку на военных заводах, ориентированных на постройку субмарин. Тем более, накануне войны у нас с Германией был подписан договор об обмене специалистами. По контракту немцы обязаны были отвечать на все вопросы наших корабелов. А вопросов было очень много. Естественно, перед поездкой ребята получили строгие указания выведать все, что можно. Они буквально дневали и ночевали на предприятии, где стажировались. Когда советские специалисты вернулись в Москву, большинство из них забрали на Лубянку, как немецких шпионов. Их отправили работать над проектами в так называемые «шарашки». Не избежал этой участи и главный конструктор «Щуки» Сергей Алексеевич Егоров. Рассказывают, что когда он под конвоем сотрудников НКВД «сдавал» первую подлодку своей конструкции, ему было отказано в выходе в море. Тогда присутствовавшие при этом офицеры нашли, как выручить конструктора. «Вы что, думаете, мы с этим врагом народа не будем работать на борту подлодки? – заявил один из них энкэвэдешникам. – Пусть идет с нами и это будет гарантией нашей безопасности!» Сами сотрудники ведомства Берии принимать участие в испытаниях «Щуки» отказались, но Егорова отпустили, - рассказал «НИ» вице-адмирал Тенгиз Борисов.
Обнаружение затонувших подлодок – не случайность и не сиюминутная акция. Как сообщил «НИ» член экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы» Николай Кудряшов, этому предшествует длительная и кропотливая работа.
«Сначала идет работа в архивах. Поиски проводит научный сотрудник Института истории Минобороны РФ полковник Мирослав Морозов. Именно он вычисляет курс подлодок, работает с отчётами соединений Финского залива, наблюдательных пунктов периода Великой Отечественной войны. Только после этого выходит наш катер с гидролокатором бокового обзора. Его разрабатывали специально для нас в Научно-Исследовательском институте приборостроения им. Тихомирова. Сначала с его помощью ищем объекты, затем идентифицируем лодки», - рассказал Николай Кудряшов.