Posted 25 октября 2021, 08:52
Published 25 октября 2021, 08:52
Modified 7 марта, 13:03
Updated 7 марта, 13:03
Геннадий Чародеев
Затонувшую дизель-электрическую торпедную Щ-320 серии III обнаружили участники поисковой экспедиции «Поклон кораблям Великой победы». Даже много повидавшие водолазы, когда опустились на дно Финского залива, вздрогнули - из правого кормового аппарата подлодки на три четверти торчала целехонькая торпеда. Неужели из-за нее краснофлотцы не смогли выбраться наружу и навсегда остались лежать на дне Балтийского моря?
Весной 1942 года Военный совет Балтфлота в своей директиве поставил главные задачи подводникам – уничтожать врага и на суше, и на море, сорвать поставки меди, леса и руды из Финляндии и Швеции в Германию, остановить воинские перевозки фашистов.
Немцы и финны, видя такое дело, выставили, как им казалось, непроходимые минные поля «Зееигель» («Морской еж»). Это - несколько тысяч одних только якорных мин, стоявших где в 8-9, а где и в 11-12 линий. По всем расчетам, русские должны были понести серьезные потери. Но нашим субмаринам удалось успешно форсировать минные рубежи и посеять панику в стане гитлеровцев.
В числе лодок, так осложнивших жизнь противника, была и Щ-320. Ее вполне можно было назвать счастливой «Щукой».
Как воевали «щукари»
«Триста двадцатая» принимала участие в советско-финской войне, осенью 1941 года прорвалась через заминированный Финский залив в южную часть Балтийского моря и там топила немецкие транспорты.
Вечером 20 сентября Щ-320 вышла на позицию в северную часть Данцигской бухты, на перекресток сразу нескольких важных коммуникаций фашистов. Через три дня «Щука» под командованием капитана 3-го ранга Вишневского вышла в свою первую торпедную атаку. С дистанции 12 кбт. она выпустила одну торпеду по транспорту, идущему без охранения. Спустя две минуты на подводной лодке услышали глухой взрыв. Чтобы убедиться в успехе, командир в перископ осмотрел место боя. Был обнаружен немецкий транспорт в окружении шлюпок и катеров.
Правда, во время атаки на подводной лодке отказали предохранители электросети кормовых горизонтальных рулей, заклинило и носовые рули. Субмарина стала погружаться с дифферентом 45°, был пролит электролит, гирокомпас вышел из меридиана. Но все обошлось и в этот раз. Кое-как дойдя до Кронштадта, «Щука» встала на ремонт.
Кампанию 1942 года «Щ-320» начала в составе первого эшелона подводных лодок, нацеленных на коммуникации противника, так как экипаж субмарины к тому времени считался одним из самых боеспособных в бригаде.
Уже в ночь на 14 июня корабль пришел на базу в Лавенсари. На переходе подлодка подверглась атаке трех самолетов противника, так как в нарушение указаний командования субмарина шла в надводном положении.
От близких разрывов бомб Щ-320 получила незначительные повреждения приборов и механизмов. Вырубились предохранители центральной распределительной станции, вышли из строя вертикальный руль и гирокомпас. Для исправления повреждений ПЛ пришлось некоторое время пролежать на грунте. В тот же день субмарина вышла на позицию в район Меммель- Либава.
Днем 16 июня на рейде острова Макилуото подлодка обнаружила группу судов противника, стоящих на якоре. Для выхода в атаку «Щуке» предстояло сложное маневрирование по извилистому фарватеру между камнями. С дистанции 12 кбт. подлодка выпустила по одному из транспортов две торпеды, и через полторы минуты экипаж услышал взрыв. На самом деле люди обознались - одна из выпущенных торпед взорвалась, не дойдя до цели, ударилась о подводные камни.
Спустя час фашисты обнаружили подводную лодку и начали охоту, сбросив 24 глубинных бомбы. Почти трое суток Щ-320 не могла, как следует, произвести зарядку батарей, уходя от преследования то самолетов, то катеров. По этой причине субмарина задержалась в Финском заливе на двое суток. Наконец, форсирование Финского залива было завершено, и ночью 21 июня Щ-320 прибыла на позицию. Днем 5 июля в районе Куршской косы «Щука» успешно атаковала танкер «Анна Катрин Фритцен», и он пошел ко дну.
Четыре часа германские корабли 3-й флотилии СКР безуспешно сбрасывали глубинные бомбы в месте предполагаемого нахождения Щ-320. Но удачливая лодка ушла не получив повреждений.
К 15 июля на борту Щ-320 начали подходить к концу запасы продовольствия и топлива, и ей пришлось возвращаться на базу.
По итогам похода на счету экипажа Щ-320 было потопление трех транспортов противника. Весь экипаж подводной лодки наградили орденами и медалями. Командир Вишневский был представлен к званию Героя Советского Союза, но начальство почему-то передумало. В итоге его наградили орденом Ленина.
23 октября 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР подводная лодка Щ-320 была награждена орденом Красного Знамени. Но об этом ни командир, ни экипаж так и не узнали.
По мнению историка Мирослава Морозова, напуганные активностью советских подлодок, фашисты начали ставить глубоководные противолодочные мины типа UMA и UMB. Это сделало заграждения действительно почти непреодолимыми. И наши «Щуки» гибли…
1 октября 1942 года «триста двадцатая» вышла на позицию в район к западу от датского острова Борнхольм. В дальнейшем на связь она не выходила и на родную базу не вернулась…
Что стало известно поисковикам?
Разведывательно-водолазная команда, входящая в состав экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы», неподалеку от острова Большой Тютерс обнаружила объект, который находился на глубине 48 метров. На дне лежала Щ-320, пропавшая в Великую Отечественную.
Осматривая лодку, дайверы увидели пробоину в верхней части носовой оконечности, вдоль правого борта «Щуки» лежал минреп - трос для крепления морской мины к якорю. А рядом находился сам якорь и абсолютно целая мина UMA. По левому борту лодки был обнаружен якорь и остатки минрепа – значит, мина-убийца стояла именно там.
На лодке, судя по отчету дайверов, отсутствуют аварийные буи, их места закрыты листами железа. Оба аварийных люка закрыты.
Получив первую информацию, специалисты предположили, что «Щука» медленно двигалась под водой, чтобы «проскочить» минные заграждения «Зееигель». Лодка буквально нырнула под мины, она шла, почти касаясь грунта.
Видимо, правым носовым рулем субмарина задела минреп немецкой мины UMA, расположенной на глубине 20 метров. Раздался скрежет минрепа о корпус л
Историк и дайвер Михаил Иванов: «Командир услышал этот скрежет и лодка совершила маневр уклонения, то есть она стала поворачивать в горизонтальной плоскости в сторону минрепа. Тот соскользнул с руля (казалось, все складывается удачно), но левым носовым рулем лодка зацепила минреп уже другой мины. Увы, Щ-320 оказалась именно в той точке, где несколько минных линий стояли практически рядом друг с другом».
Опытный экипаж «щукарей», конечно же, понял, что произошло. Командир отдал приказ «Право руля!», чтобы сбросить минреп с корпуса субмарины. Но ПЛ уже попала в ловушку, выхода из которой не было. Продолжающая движение лодка подтянула минреп, и мина коснулась палубы. Взрыв!
По мнению экспертов, взрыв такой небольшой мины как UMA или UMB, мог привести к затоплению одного-двух отсеков субмарины, при этом оставляя экипажу, который находился в отсеках, максимально удаленных от места взрыва, вполне реальные шансы спастись.
Специалисты полагают, что те из краснофлотцев, кто находился в кормовых отсеках, после взрыва выжили. И началась борьба за жизнь. Подводники отчаянно пытались покинуть лодку через торпедный аппарат. Они пробовали «выдавить» торпеду сжатым воздухом, но его запасов после взрыва в носовой части, скорее всего, оказалось недостаточно. Торпеда не вышла до конца, застряла в аппарате и оставила моряков в субмарине навечно…
Совсем недалеко от острова Большой Тютерс нашли последнее пристанище 40 советских подводников «триста двадцатой» лодки. Их больше не считают без вести пропавшими.
Координаты погибшей Щ-320 нанесены на карту и теперь она -воинское захоронение. По погибшим отслужили панихиду, состоялись памятные мероприятия. Имена героев навсегда вписаны в историю российского военно-морского флота.