Как уточняет РБК со ссылкой на данные Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК), с недавнего времени порядок ввоза в РФ хладагентов, которые используются при производстве и обслуживании холодильного оборудования, в том числе кондиционеров, усложнился.
РАТЭК, в состав которой входят такие гиганты рынка как Ariston, Gorenje, Electrolux, DeLonghi и Miele, 1 сентября уведомила о назревающей проблеме министра экономического развития Максима Решетникова.
«Авторы письма указывают, что с июля 2021 года для части импортеров стал невозможен ввоз хладагентов и техники, которая их содержит: фактически на импорт была установлена квота, хотя законодательно это никак не закреплено», — говорится в сообщении.
Представители РАТЭК, обеспокоенные введением квоты, обратились к Решетникову с просьбой урегулировать возникшую проблему.
Из Минэкономразвития обращение РАТЭК переправили в Минпромторг, сославшись на то, что вопрос находится в компетенции этого ведомства. Однако там усомнились в том, что новый порядок ввоза хладагентов приведет к дефициту холодильной бытовой техники.
В 2020 году Россия ратифицировала поправку к Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой и ускоряющим изменение климата на планете. К ним, в частности, относятся гидрофторуглероды, применяемые при производстве холодильного оборудования, ингаляторов и некоторых стройматериалов. В соответствии с соглашением, с 2025 года их потребление в стране должно сократиться на 35%, с 2036 года — на 85%. Ограничения на ввоз уже коснулись хладагентов, заправляемых в холодильники и кондиционеры. Импортеры опасаются, что теперь их ждут большие убытки, поскольку из-за введенных ограничений им теперь придется возвращать продукцию поставщикам, тратиться на обратную транспортировку и платить штрафы.
Из-за возникшего дефицита гидрофторуглеродов в России цены на хладагенты выросли с начала года уже в три-четыре раза. В основном, они поступают из Китая. Учитывая сложности с поставками и длительный процесс оформления документов, импортеры опасаются, что к летнему сезону 2022 года Россия столкнется с острейшим дефицитом кондиционеров и резкому взлету цен на технику для поддержания климата.