По данным «Известий», недобросовестные дельцы пытаются спасти все нажитое непосильным трудом при помощи обращений с фиктивными исками в суд при отсутствии реального спора.
«Это им было необходимо, чтобы получить исполнительные документы и обналичить средства, либо увести их за рубеж в обход закона», — отмечает «Прайм».
В прошлом году такая практика приняла массовый характер. В судах находилось свыше 5000 подобных дел на 616 миллиардов рублей. Это втрое больше показателей предыдущего года, когда сумма исковых требований по фиктивным искам составляла 214 миллиардов рублей.
В тех случаях, когда в суде становилось ясно о фиктивном характере разбирательства, а также когда возникали подозрения в том, что участники спора причастны к отмыванию доходов и финансированию терроризма, суды уведомляли о происходящем Росфинмониторинг.
В минувшем году в исках на 71 миллиард рублей суды заявителям отказали.
Для контроля за отмыванием средств Росфинмониторинг следит за всеми крупными переводами средств. Под обязательную проверку подпадают перечисления свыше 600 тысяч рублей. однако для некоторых бизнесменов сделаны исключения. Так, в марте этого года Правительство РФ предложило вывести из-под действия антиотмывочного законодательства пять компаний РПЦ, ведущих бизнес в ювелирной сфере.
Предложение кабмина о выдаче «индульгенции» РПЦ на выход из-под ответственности за отмывание денег поддержал Росфинмониторинг.
Почти одновременно с этим Росфинмониторинг выявил новую схему обналичивания денег в России, которой пользуются компании с большим оборотом денежной массы, продавая свою неинкассированную выручку.
По данным Банка России, объемы «теневой инкассации» в стране с 2020 году составили 78 млрд рублей. Это меньше показателей 2019 года, когда объемы таких операций оценивались в 110 млрд рублей.
Как сообщает газета «Известия», по схеме продажи неинкассированной выручки работали фиктивные фирмы, которые перечисляли налоговые либо таможенные платежи за реальные компании, получая взамен наличные деньги.
Чаще всего, по данным Росфинмониторинга, в прошлом году такой схемой обналичивания средств пользовались чаще всего предприятия общепита и торговли. Она оказалась наиболее распространена в торговых сетях, автосалонах и на оптово-розничных рынках. Частыми участниками схемы оказались строительные компании, ведущие расчеты со своими сотрудниками «черным налом» в конвертах, минуя банки. Вывести их на чистую воду удалось благодаря технологиям онлайн-контроля. При получении информации из надзорных структур о подозрительных схемах банки начали применять превентивные меры, поэтому схема не получила широкого распространения.