Posted 8 июня 2021, 09:08
Published 8 июня 2021, 09:08
Modified 7 марта, 13:50
Updated 7 марта, 13:50
Закон «Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности» подписал президент республики Александр Лукашенко.
Как отмечает «Новая газета», нововведения вступают в силу через три месяца. В белорусский УК добавили сразу несколько новых статей и новых составов преступлений.
Так, в случае, если человек «неоднократно нарушит порядок проведения» массовых мероприятий — то есть, если в течение года после составления двух административных протоколов человек получит третье аналогичное взыскание, ему грозит до трех лет заключения. В России аналогичное наказание было введено в 2014 году. Так называемая «Дадинская» статья 212.1 Уголовного кодекса РФ (по фамилии первого осужденного по ней активиста Ильдара Дадина) за «неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования» применяется, если человек был привлечён к административной ответственности трижды за 180 дней. Санкция статьи предусматривает до 5 лет заключения.
В белорусский УК также вводится наказание до четырех лет ограничения свободы или от двух до шести лет лишения свободы за «участие в экстремистском формировании и содействие экстремистской деятельности, прохождение обучения такой деятельности».
Еще одно репрессивное нововведение УК РБ — распространение владельцем интернет-ресурса «запрещенной информации». Если человека уличат в этом в течение года после привлечения к административной ответственности, ему грозит до двух лет лишения свободы.
Кроме того, ужесточаются наказания за «незаконные» сбор и распространение персональных данных, несоблюдение требований по их защите; за «реабилитацию нацизма», за «незаконное» получение сведений, составляющих государственные секреты, с целью их распространения (при отсутствии признаков измены государству или шпионажа).
Одновременно ужесточается ответственность за убийство сотрудника милиции (минимальное наказание увеличивается с 10 до 12 лет лишения свободы); за сопротивление «лицам, охраняющим общественный порядок»; за публичное «оскорбление» представителя власти либо его близких; за организацию грубого нарушения общественного порядка, за публичные призывы к проведению незаконных массовых мероприятий и за умышленное блокирование транспортных коммуникаций.
В мае Лукашенко подписал поправки к законам о СМИ и о массовых мероприятиях. Отныне медиа запрещено вести прямые эфиры и вообще как-либо освещать несанкционированные акции. Запрещено публиковать итоги политических соцопросов, проведенных без специальной аккредитации, а также размещать гиперссылки на «запрещенную» информацию. Жителям страны отныне запрещено применять методы краудфандинга для оплаты штрафов, выписанных за нарушение порядка проведения массовых мероприятий.
Новые репрессивные законы в Белоруссии стали следствием серьезного обострения внутриполитической обстановки после президентских выборов в августе 2020 года. Итоги выборов, в которых победу в шестой раз подряд присудили Лукашенко, многие граждане страны посчитали сфальсифицированными. Это привело к массовым протестам и митингам, основными требованиями которых была отставка Лукашенко, проведение новых честных выборов и освобождение политзаключенных. Митинги сопровождались зверствами и неоправданной жестокостью со стороны сотрудников правоохранительных органов, тщательно скрывавших от граждан свои лица. В ответ на такие действия в стране стартовала кампания по деанонимизации зверствующих силовиков. Однако власть начала блокировать распространение подобной информации.
В конце мая в Минске по приказу Лукашенко был принудительно посажен самолет «Афины-Вильнюс», в котором летел основатель оппозиционного телеграм-канала Роман Протасевич. Протасевича сняли с самолета и отправили в СИЗО, а затем показали по госканалам кадры с его «признаниями» в якобы совершенных преступлениях. При этом на лице Протасевича были видны следы пыток. После подобных «признаний» Лукашенко пригрозил Протасевичу смертной казнью. Такие действия белорусского президента вызвали крайнее возмущение международной общественности.